Дело режиссера Серебренникова как первая атака на мэра Сергея Собянина

23 мая в 9 утра на квартиру к режиссеру Серебренникову с обыском пришли следователи ГСУ Следственного комитета РФ по Москве. Обыск проводился на основании ордера, подписанного следователем. Отсутствие санкции суда на обыск говорил о том, что вся операция готовилась оперативно и с целью избежать утечек.

Двумя часами ранее начался обыск на квартире бывшего руководителя Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Софьи Апфельбаум.

Позднее следственная группа прибыла в Гоголь-центр, а в 13 часов и на Винзавод. Всего в этот день обыски и допросы прошли по 16 адресам в Москве и в регионах.

Уже через час после начала обыска у Серебренникова представители СК по Москве дали подтвержденную информацию об обыске, еще через час — сообщили о деле о хищениях. (Здесь надо отметить, что «театральное дело» достаточно бойко сопровождалось в СМИ. Из уст названных и таинственных представителей СК звучала информация об объектах обысков, размерах хищений. Неофициальной информацией подпитывали через телеканал Лайф и телеграм-каналы, связанные с этим телеканалом и силовиками).

В 11.48 утра в целом уже стало понятно, кто «герой» всех этих событий — «неустановленные чиновники департамента культуры Москвы». После того как информация стала тиражироваться официозом, стало понятно, что следствие, видимо, собирает доказательства на Капкова.

А кто-то даже предположил, что через Капкова под удар поставлен мэр Москвы Сергей Собянин и что именно он и является центральной фигурой всей истории.

Вспомнили, что 18 и 19 мая Следственный комитет проводил обыски в офисе группы ПИК и в компании О1 Properties . А владельцы этих компаний — Мамут и Минц тоже, как и Капков, входят в ближайшее окружение мэра Москвы Собянина и даже являются центральными идеологами проекта реновации в столице.

Все это играло, конечно, на легенду, что столичный мэр стал слишком токсичным и еще надо сто раз подумать, чтобы открыто и уверенно связывать себя с Сергеем Семеновичем.

Агрессивное информационное сопровождение, да еще с такими подробностями, что следователи нашли в квартире режиссера наркотики сыграло с авторами «злую шутку». Капков и «неустановленные чиновники» были адресатом хорошим, но героем дня стала такая медийная личность, как Кирилл Серебренников.

Нельзя исключать, что у авторов «театрального дело» ума бы хватило и на арест режиссера, но Серебренников не Бельянинов и не убогие губернаторы.

Как говорят, буквально через нескольких часов после начала обысков весь Кремль стоял на ушах от телефонных звонков.

Важные чиновники звонили в приемную Президента (а кто-то дозванивался и до Президента), чиновники меньшего ранга, культурный бомонд, жены и любовницы звонили важным чиновникам. Деятели культуры все как один заявили, что за обысками у Серебренникова стоит политика и все это политический жест устрашения; репрессии в отношении культуры.

За несколько часов 200 известных режиссеров, актеров, писателей, все те- кто входит в круг доверенных лиц Президента — подписали жесткое письмо протеста. Индивидуальные письма написали руководители ведущих театров и студий.

Политически это для силовиков мягко сказать — была неприятность. Дмитрий Песков заявил, что Кремль не был поставлен в известность об обысках и вся эта история Президента не касается (правда, позднее сам Президент подтвердит, что он был в курсе истории). Позиция Пескова далее была тоже интересной. 24 мая он заявляет, что у Кремля нет данных о нарушениях закона. 25 мая сам Президент характеризует организаторов обысков как дураков. 26 мая Песков повторяет, что обыски не были методом давления на режиссера, хотя можно допустить наличие нарушений и перегибов во время проверок.

Ситуацию срочно начинают отыгрывать назад. Режиссера Серебренникова оставляют в статусе свидетеля. В таком же статусе остается и Апфельбаум. Лайф смешно и неумело пытается отыграть самого Бастрыкина, говоря что он лично потребовал отпустить режиссера.

Хотя это звучало очень наивно, ибо эстетическое отношение члена Союза писателей Бастрыкина к Серебренникову всем хорошо известно.

Интересно, что в некоторых СМИ появилась версия, что за обысками в Гоголь-центре стоял эстетический конфликт и попытка Следственного комитета громко заявить о себе как институте борьбы с коррупцией.

Какие бы версии не звучали, объективно в деле Серебренникова многие увидели новую реальность, связанную с формированием новых коалиций во власти. Консенсус сбился не только во взаимоотношениях власти с бизнесом и обществом, но и внутри власти.

Театральное дело напугало и сильно напугало лоялисткую часть интеллигенции, живущих на госконтрактах и господдержке. Причем и в Москве, и в провинции. Вся ситуация была настолько неприятной, что отыгрывать ее взялся сам Президент с несвойственными эмоциональными публичными оценками в адрес силовиков. Но вопрос то остается — перестарались или провокация? И на него ответят в ближайшее время.



Телеграм-канал НЕЗЫГАРЬ