Александр Коновалов: «Навальный стремительно набирает политические очки за счет информационных атак на Медведева»

Основатель и руководитель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный отметил всплеск социальной активности в городах России, инспирированный фильмом «Он вам не Димон», созданным ФБК. По словам оппозиционера, в 62 городах активисты подали заявки на проведение митингов с требованием продолжить расследование изложенных в фильме фактов о «тайной империи» российского премьера Дмитрия Медведева, теперь уже на уровне правоохранительных органов.

Протестные акции планируется организовать в один день – 26 марта. Дата выбрана не случайно – именно в этот день сам Навальный намерен организовать шествие протеста по Москве, о чем уже подал соответствующее уведомление в мэрию. Предполагается, что в акции примут участие около 15 тысяч человек – они выйдут на Тверскую улицу и озвучат требование расследовать деятельность фондов, названных авторами фильма. Ответа из московской мэрии пока также не поступило.

Свое триумфальное шествие по России фильм Алексея Навального начал 2 марта и набрал за это время более 10 миллионов просмотров. В Кремле на нападки ФБК в адрес Медведева предпочитают не реагировать, Госдума в лице Вячеслава Володина также отмалчивается. Сам премьер объявил изложенные в фильме факты «пропагандистскими выпадами», и продолжает работать почти что в штатном режиме, отменив только некоторые из запланированных официальных мероприятий.

Ситуация выглядит одновременно и обычной, и необычной. Как правило, российские власти идти на поводу у толпы и «сдавать своих» не спешат. Но, тем не менее, с начала марта премьер нигде не появлялся на публике вместе с президентом, что дает определенную пищу для слухов и надежд.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал президент Института стратегических оценок, профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД России Александр Коновалов.


— Как известно, Путин своих не сдает. Но столь уж невозможна отставка Медведева? После навальновского расследования о «тайной империи» премьера герой фильма приболел. Да и сейчас Дмитрия Анатольевича как-то непривычно мало в информационном пространстве (если не считать подписанных им постановлений).

— В жизни возможно все, что не противоречит законам физики, и отставка премьера – в том числе. И все же пока, на мой взгляд, она маловероятна. Понимаете, Владимир Путин не просто «своих не сдает», он еще и принципиально не принимает решений под давлением, тем более если давление это оказывает на него оппозиция. Вполне возможно, через некоторое время Владимир Путин и придет к какому-либо решению относительно Дмитрия Медведева, но это уже будет исключительно его собственное решение.

Мне, если честно, кажется, что ожидания общества в отношении реакции Кремля на этот фильм-расследование сильно преувеличены. К тому же не настолько глубоко авторы фильма и изучили всю подноготную премьера. И еще – я уверен (и не я один), что ФБК кто-то очень сильно помог в проведении этого расследования. Такое количество компромата авторам фильма вряд ли удалось бы нарыть в одиночку. По-моему, очевидно, что в расследованиях ФБК – и в этом, и в других – в России есть немало заинтересованных кругов и персоналий. Так что наш оппозиционер-антикоррупционер финансовых трудностей явно не испытывает, и вряд ли будет их испытывать в обозримом будущем. Тем более что мишенью своей он избрал премьер-министра – у фигуры такого ранга в таком бюрократическом государстве, как наше, найдется более чем достаточно конкурентов-злопыхателей. Кто они – мы вряд ли узнаем, да это, кстати, не столь уж и интересно, но финансировать Алексея Навального они не прекратят.

А что касается фильма, то главный вопрос, который возникает после его просмотра, так и остается пока без ответа: а в чем, собственно, так уж виноват Дмитрий Медведев? Что он сделал такого, что не укладывалось в нашу старую добрую традицию, заложенную еще в стародавние времена и расцветшую махровым цветом во время совка – кормиться от места? В СССР, например, высокопоставленному чиновнику не надо было владеть какой-то запредельной собственностью – ему более чем хватало запредельных привилегий.

Все показанные в фильме роскошества принадлежат не Дмитрию Анатольевичу, а контролируемым им фондам и организациям. Конечно, Дмитрий Медведев, если уйдет с поста премьер-министра (или его уйдут), то явно не останется голым и босым, но и забрать с собой все перечисляемые авторами фильма с таким чувством блага он все равно не сможет.


— На Ваш взгляд, почему именно ДАМ стал главной мишенью оппозиции (напомню, за последние полгода это уже второй фильм про Медведева, снятый ФБК)? Ведь не с ним же Навальный собирается бороться за президентское кресло?

— Я лично сомневаюсь, что Алексея Навального допустят к борьбе за президентское кресло. Но, тем не менее, его политические амбиции совершенно очевидны, и выбранная в качестве мишени фигура премьер-министра очень поднимает рейтинг Навального и укрепляет его в его притязаниях. Сейчас Алексей Навальный активно набирает очки, и Дмитрий Медведев для этой цели более чем подходит.


— Насколько Путину сегодня Медведев удобен на своем посту? Дмитрий Анатольевич время от времени эпатирует публику своими заявлениями. Да и к работе правительства у всех накопилось немало вопросов.

— Пока Дмитрий Анатольевич Владимира Владимировича вполне устраивает, и они по-прежнему «тандем». Может быть, Медведев и вызывает чересчур много негатива в обществе, но, во-первых, Владимир Путин умеет отделять зерна от плевел и негатив от Медведева, а, во-вторых, все, идущее в минус Медведеву, идет «в плюс» Владимиру Путину, и он это прекрасно понимает.

С другой стороны, когда (и если) ситуация сложится окончательно не в пользу Владимира Путина, ему будет очень удобно «сдать» именно Дмитрия Медведева, и удовлетворить тем самым аппетиты толпы. Сейчас это время пока не настало, сдать Дмитрия Медведева сейчас для Путина будет означать, что он «прогнулся под оппозицию». Но, вполне возможно, когда-то настанет момент, когда «сдать» Медведева будет означать, что он не пожалел в борьбе с коррупцией самого дорогого.
РАНЕЕ В РУБРИКЕ: «Мечтающие о суициде дети не понимают необратимости своего поступка»