Оглушительный успех «Аритмии»



Фильм Бориса Хлебникова получил премию «Ника» в пяти основных номинациях

В концертном зале «Вегас Сити Холл» в далеком от центра Москвы районе Мякинино состоялась церемония награждения кинопремии «Ника», старейшей отечественной кинопремии, старшей сестры и соперницы более молодого «Золотого Орла», раздавшего свои награды в начале февраля.

Фаворитом киноакадемиков в этом году стал фильм «Аритмия» Бориса Хлебникова (сценарий совместно с Натальей Мещаниновой), обошедший по числу и значимости наград даже фаворита европейских фестивалей картину «Нелюбовь» А. Звягинцева.

В итоге, «Аритмия» была награждена как лучший фильм, лучшая режиссерская работа, а также получила призы за лучший сценарий и лучшую женскую и мужскую главные роли.

К сожалению, эту мелодраму о кризисе отношений в семье двух медиков – врача скорой помощи (А. Яценко) и больничного врача (И. Горбачева) — оценили критики, но не зрители, поскольку в прокате фильм прошел довольно скромно.

Большинство призов за авторов «Аритмии» получил продюсер фильма Сергей Сельянов, который сказал, что Ирина Горбачева, получившая приз за главную роль, по его мнению, создала в нашем кино новый образ современной женщины.

Еще до того, как был вскрыт конверт с именем призера за лучшую мужскую роль, из зала начали кричать «Яценко! Яценко!» и аплодировать актеру Александру Яценко, которому, в итоге, и досталась награда. Получая награду, Александр Яценко сказал со сцены, что он «счастливый человек».

Открытием года стал дебютный фильм режиссера Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», жесткая «мужская» мелодрама, где главные роли отца и сына исполнили (кстати, похожие внешне друг на друга) известные актеры Алексей Серебряков и Евгений Ткачук (сыграл Григория Мелехова в последней телеэкранизации «Тихого Дона»). Фильм А. Ханта обошел своих соперников-дебютантов – музыкальную мелодраму «Жги!» Кирилла Плетнева и мрачноватую драму ученика Сокурова — Кантемира Балагова «Теснота».

Далее награды распределились следующим образом. Приз за лучшую женскую роль второго плана получила Алиса Фрейндлих за роль преподавателя балетных танцев в фильме «Большой». Приз за лучшую мужскую роль второго плана разделили одновременно два актера – Сергей Гармаш за роль в фильме П. Чухрая «Холодное танго» и Владимир Ильин за роль конструктора Королева в фильме «Время первых».

Призом за лучшую операторскую работу награждены операторы фильма «Салют-7» Сергей Астахов и Иван Бурлаков. (Напомним, что на «Золотом Орле» два месяца назад фильм «Салют-7» получил главный приз).

Приз за лучшую музыку к фильму получил композитор Владимир Дашкевич (за фильм «Три сестры»). Вручал награду не менее известный композитор Максим Дунаевский, который напомнил зрителям шутку о том, что с хорошей музыкой кино может сделать любой, а вы попробуйте без музыки.

Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии оказалось «Кресло» грузинского режиссера Эльдара Шенгелая. Лучшим неигровым (документальным) фильмом был признан фильм Олеси Фокиной «Геннадий Шпаликов. Жизнь обаятельного человека» об известном поэте и сценаристе, культовой фигуре 60-х Г. Шпаликове, авторе сценариев таких знаменитых фильмов как «Я шагаю по Москве», «Ты и я», «Застава Ильича».

«За творческие достижения в области телевизионного кинематографа» был награжден сериал «Петр Лещенко. Все, что было…», и награду получил его режиссер Владимир Котт.

Приз за лучший анимационный фильм получил собравший уже немало наград на других фестивалях мультфильм Светланы Андриановой «Два трамвая» на сюжет стихотворения Осипа Мандельштама.

Приз за «Честь и достоинство» имени Эльдара Рязанова получил актер Владимир Этуш («товарищ Саахов» из «Кавказской пленницы»), ветеран не только театра, но и войны – ему в нынешнем году исполнится 96 лет.

Также статуэтка «Ники» «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» был вручен Санкт-Петербургскому институту кино и телевидения, которому в этом году исполняется 100 лет.

Таковы оказались итоги 31-й по счету «Ники. Возможно, они послужат читателям ориентиром в безбрежном море кино — в том, какие отечественные фильмы стоит в первую очередь посмотреть.