АСВ собирается взыскать через суд почти 15 миллиардов рублей с экс-руководства банка «Пушкино»

Конкурсный управляющий признанного три года назад банкротом подмосковного банка «Пушкино» — Агентство по страхованию вкладов (АСВ) — подало в арбитражный суд Московской области заявление о привлечении экс-руководства банка к субсидиарной ответственности на сумму около 14,8 миллиарда рублей. Об этом говорится в опубликованном в минувший понедельник, 26 декабря, сообщении агентства.


Страховой случай более чем на 20 миллиардов рублей

АСВ намерено привлечь к ответственности коммерсанта и бывшего совладельца банка «Пушкино» Алексея Алякина, а также еще 11 контролировавших банк лиц. Суд принял заявление агентства к производству, его рассмотрение назначено на конец января следующего года.

Напомним, отзыв лицензии у банка «Пушкино» стал крупнейшим на тот момент страховым случаем с предварительными выплатами вкладчикам. Тогда АСВ пришлось выплатить последним 20,2 миллиарда рублей. (Хотя стоит отметить, что с тех пор у агентству пришлось покрывать более масштабные страховые случаи.)

До февраля 2013 года «Пушкино» связывали с бизнесменом Алякиным, известным расторгнутой сделкой по приобретению девелопера Potok (до этого Mirax) у Сергея Полонского, которого власти РФ обвиняют в мошенничестве.


По алгоритму Мавроди

Последнее можно отнести и к руководству банка «Пушкино», который перед отзывом лицензии действовал по стратегии финансовой пирамиды, выплачивая клиентам проценты за счет притока новых вкладчиков. Алякин вышел из капитала банка в начале 2013 года, а спустя несколько месяцев выяснилось, что пакет в 19,1 процента акций «Пушкино» приобрел адвокат Александр Добровинский, представляющий интересы отечественных знаменитостей и бизнесменов.

В настоящее время реестр требований кредиторов банка «Пушкино» содержит в себе требования на 25,6 миллиарда рублей, в том числе требования более 10 тысяч кредиторов первой очереди (вкладчиков физических лиц) на сумму 23,3 миллиарда. Согласно данным АСВ, размер выплаченных долгов кредиторам первой очереди, чьи требования внсены в реестр, составил около 1,4 миллиарда рублей.


Миллиардные притязания экс-благоверной

Остальную сумму кредиторам будет получить куда как сложнее, поскольку Алякин в начале 2016 года был признан банкротом решением Арбитражного суда росийской столицы.

Интересно, что, согласно картотеке суда, в числе кредиторов банкира внезапно оказалась его бывшая жена. Как писал ранее «Мосмонитор», экс-благоверная требует погашения задолженности по алиментам в сумме ни много ни мало 1,037 миллиарда рублей. В уведомлении суда говорится, что требования госпожи Алякиной подтверждены двумя соглашениями об уплате алиментов от января 2010 года и апреля 2013 года.

Если суд примет ее требование, прочие кредиторы рискуют фактически остаться фактически ни с чем.


Загадочное исчезновение заемщиков и «обесценивание» активов

В 2011–2012 годах Алякин считался основным владельцем подмосковного банка «Пушкино», хотя формально его доля всегда была ниже 20 процентов. К марту 2013-го бизнесмен продал долю в банке. Временная администрация не смогла отыскать подавляющего большинства заемщиков банка. Как сообщал Центробанк, порядка трети активов пришлось на земли и паи, полученные по значительно завышенной стоимости.

Алякин, действуя как индивидуальный предприниматель, собственноручно подал иск на банкротство еще в августе 2013 года. На тот момент он имел задолженность перед кредиторами в размере полумиллиарда рублей. До банкротства в январе текущего года в отношении Алякина продолжалась процедура наблюдения.

В конце 2015 года состоялось первое заседание кредиторов. Согласно отчету конкурсного управляющего, в реестр требований были включены три кредитора (их имена не названы) с размером претензий в 624,5 миллиона рублей. Суд продолжает рассмотрение требований кредиторов.

Имущество Алякина было оценено финансовым управляющим в почти в 280 миллионов рублей. Как значится в сообщении о собрании кредиторов, его составляют земельные участки, 24 квартиры в столице и Щелкове, банк, а также доли в различных фирмах.

Стоит отметить, что это далеко не все из нажитого Алякиным. Ранее экс-супруга просила суд ввести запрет в виде обеспечительных мер на продажу имущества, присужденного судебным решением по бракоразводному процессу, на сумму более чем на 340 миллионов рублей. Часть от этого имущества совпадает с выставленным на продажу. Суд не одобрил требования госпожи Алякиной.

В октябре текущего года Алякин был объявлен в федеральный розыск за организацию крупномасштабных хищений из кредитной организации, но известно, что он покинул пределы России. Ходят слухи, что после побега из РФ его видели на Украине.


Досье «потомственного банкира»

Алексея Алякина (родился 17 октября 1972 года в столице советского Узбекистана Ташкенте) можно назвать потомственным банковским служащим. Алексей окончил Ярославское высшее военно-финансовое училище, а также московский Институт экономики и культуры. Мать Алякина, Лидия, с 60-х годов прошлого века работала в Госбанке СССР, в 1997-2005 годах была зампредом ГУ ЦБ РФ по Москве. Старший брат Алексея Андрей до 2010 года трудился в структурах ЦБ, а затем был заместителем председателя правления Россельхозбанка.

В начале 1990-х главный герой данной истории работал учителем экономики в одной из московских школ, затем трудился в Национальном институте развития. В 1994 году Алякин основал группу компаний «Реинвест», занимавшуюся инвестициями в недвижимость и девелоперским бизнесом в Московской области.

В то же время он начал приобретать доли в банках «АБфинанс», Интеркапиталбанке, Маст-банке, в банках «Кедр», «Окский» и «Пушкино», в Юникорбанке.

С 2000 года работал замруководителя департамента промышленности федерального Минимущества. В 2003-м занял пост директора московского НИИ химреактивов и химически чистых веществ. С 2008 года был генеральным директором НИФХИ имени Карпова.

В 2012 году основной акционер компании Potok Сергей Полонский передал Алякину оперативное управление компанией, последний, в свою очередь, намеревался выкупить акции Полонского, но в начале 2013 года соглашение было расторгнуто. После этого Сергей Полонский обвинил управляющего в выводе активов.

В марте 2013 года Алякин избавился от долей в банках «Кедр» и «Пушкино», а к февралю 2014-го продал последний банковский актив пакет акций Юникорбанка.