Карибский синдром


Тысячи состоятельных россиян потянулись на Карибы вслед за бизнесменом Васинкевичем

Идея «Пора валить» уже давно овладевает умами многих россиян. Особенно состоятельных и успешных.

Когда закончилась авантюрная романтика «лихих» 1990-х годов и началась стабильность нулевых, многим казалось, что вот сейчас Российская Федерация и станет местом, действительно пригодным для нормальной, буржуазной жизни. Был введен один из самых низких подоходных налогов в цивилизованном мире – 13%. Политическая линия государства стала, в основном, предсказуемой. С 2000 по 2004 гг. приток иностранных инвестиций в Россию увеличивался в среднем на 40% ежегодно и вырос, в общей сложности, в 4 раза. Люди перестали жить с ощущением, что стране грозит коммунистический камбэк или фашистский переворот. Президент Владимир Путин воспринимался европейским лидером, который, несмотря на отдельные спорные элементы своего прошлого, рано или поздно приведет страну в Евросоюз и даже Евроатлантический альянс.

Первый тревожный звонок прозвучал в 2003 году, когда разразилось «дело ЮКОСа». Но и тогда по-настоящему тревожных ощущений и ожиданий среди представителей экономической элиты страны не возникло. «Казус Ходорковского» представлялся единичным случаем, вызванным завышенными политическими амбициями крупнейшего акционера компании ЮКОС. В конце концов, ведь действительно россияне избрали своим президентом Владимира Путина, а вовсе не Михаила Ходорковского. Идея же Михаила Борисовича, что президентом страны должен стать Владимир Потанин, а премьер-министром – он сам, высказанная якобы в кулуарах кремлевского совещания Путина с бизнесом в начале 2003 г., выглядела исключительно авантюрной. Российский капитал, активные люди не связали свои собственные судьбы с жестоко пострадавшим, получившим 8 лет тюрьмы магнатом. Который им представлялся просто амбициозным человеком, явно не рассчитавшим свои силы в российской политике.

Очередной прилив оптимизма был в 2008 году, когда главой государства стал «молодой и перспективный» Дмитрий Медведев. Тогда казалось, что президент теперь – уже точно подлинный европеец, Владимир Путин потихоньку отойдет от дел, и мы вскоре заживем как в Европе.

Но этим ожиданиям не суждено, к сожалению, было оправдаться.

В 2011 году Путин вернулся к верховной власти, похоронив надежды на Медведева. Потом произошло присоединение Крыма, заставившее многих схватиться за сердце, и война на Юго-Востоке Украины. В ответ мы получили санкции Запада, лишившие российскую экономическую элиту не только доступа к американским и европейским источникам финансирования, но и, в большой мере, позитивной репутации «там». Закончилось дело «духовными скрепами» и системой скандальных законодательных актов вроде «пакета Ирины Яровой», осложнивших условия жизни экономически активной части населения России в целом.

Так, по данным последнего опроса авторитетного «Левада-центра», почти каждый пятый россиянин хотел бы эмигрировать за пределы страны, а задумывались об эмиграции 25% граждан. Главные причины этого, по словам опрошенных – «лучшие условия жизни за рубежом» и нестабильная экономическая ситуация в России.

В этой ситуации спрос на возможность перемещения в другие юрисдикции, а главное, юридически точное оформление такого перемещения резко возрос. В этой связи были реанимированы давно бродившие, но до недавних пор не пользовавшиеся особой популярностью идеи создания «резервного государства», где состоятельные россияне могли бы не только получить гражданство, но и почувствовать себя, в той или иной степени, хозяевами положения. Одним из пионеров организации таких процессов стал Михаил Васинкевич.

Васинкевич – человек, бесспорно, незаурядный. С биографией, заслуживающей пера, например, Теодора Драйзера.

Начав еще в далеком перестроечном 1989 году с ввоза импортных продуктов питания в страну, находившуюся на пороге голода, Михаил Васинкевич уже в середине тревожных 1990-х гг. воплотил в жизнь идею импортозамещения: реального, а не того, про которое россияне постоянно слышат с экранов своих телевизоров. Крупный импортер майонеза, кетчупа и маргарина “Петроимпорт” был стремительно преобразован в компанию “Петросоюз”, ставшую одним из крупнейших производителей этих продуктов в России и известной на всю страну своими торговыми марками «Моя семья», «Мечта хозяйки», «Пикадор», «Хан» и многими другими. К началу 2000-х гг. возглавяемому Васинкевичем «Петросоюзу» принадлежало 8 заводов в России, Украине и Узбекистане, на которых работало более 2500 сотрудников, а годовые продажи группы компаний достигли $150 млн. Успехи компании Михаила Васинкевича привлекли внимание мирового лидера этого рынка – американской компании Heinz, которая выкупила в апреле 2005 года контрольный пакет акций холдинга «Петросоюз».

После совершения этой сделки Михаил Васинкевич основал компанию по продаже и сервисному обслуживанию грузового транспорта, а в 2010 стал одним из основателей розничной компании «Юлмарт» – одного из лидеров интернет-ритейла в России. Быстрое развитие «Юлмарта» позволило ему достичь 58-го места в отечественном «Рейтинге миллиардеров – 2015» с состоянием в 15,5 млрд рублей.

Сам Васинкевич при этом не скрывает, что давно стал гражданином Федерации Сент-Китс и Невис – маленького, но очень комфортабельного островного государства в Карибском море.

Сент-Китс и Невис (Федерация Сент-Кристофер и Невис) – бывшая британская колония. Она входит в Британское содружество наций, формальная глава государства – по-прежнему британская королева. Хотя фактически Федерация, состоящая из двух островов, – независимое государство, у которого есть свой парламент и правительство. Власть генерал-губернатора, назначаемого британской королевой, номинальна. Хотя в вопросах стратегической безопасности Сент-Китс и Невис по-прежнему замыкается на Лондон. Собственная армия островов насчитывает только 300 человек, без британской военной «крыши» Федерация не чувствовала бы себя в полной безопасности.

Население Федерации – всего около 50000 человек, большинство из которых чернокожие. «Белый человек» для коренного жителя здешних мест – любимый учитель. Это относится, конечно, и к россиянам.

Паспорт Федерации дает возможность безвизового въезда в США, Евросоюз и все страны Британского содружества, включая Канаду, Австралию, Новую Зеландию. Условия получения гражданства просты и понятны. Надо или внести $250 тыс. за одного человека в так называемый Фонд развития сахарной промышленности Сент-Китса и Невиса ($300 тыс. за семью), или купить недвижимость ценой не меньше $400 000. Тысячи россиян, несмотря на кризисные явления наших дней, могут себе это позволить.

Особые достоинства двух карибских островов – относительно умеренный тропический климат и отличные песчаные пляжи. В бухтах и лагунах островов можно купаться практически круглосуточно – температура карибской воды никогда не опускается ниже 22 градусов по Цельсию.

И основную роль здесь играет известный предприниматель санкт-петербургского происхождения Михаил Васинкевич. На протяжении прошлых пяти лет он организовал систему, которая позволяет выходцам из России легко и довольно быстро – в течение срока, не превышающего 6 месяцев – приобрести гражданство Федерации Сент-Китс и Невис. И почувствовать себя, таким образом, свободными людьми в свободном мире.

Важно, что паспорт островного государства вовсе не устанавливает минимальных сроков проживания на территории страны. Хочешь – проводишь сколько угодно времени в карибском раю. А не хочешь – живешь без визы, скажем, в Лондоне или Нью-Йорке.

Особое же важнейшее преимущество островов – здесь оффшорная зона. Налогообложение доходов, поступающих на островные счета, практически отсутствует. Так, в стране нулевая ставка налога на доходы физического лица. При этом высок уровень финансовой конфиденциальности: вся значимая информация о компании и акционерах в государственном реестре закрыта. В стране нет механизма автоматического исполнения решений судов других стран, а местная Фемида не только полностью лояльна к гражданам страны, но для подачи иска в местный суд со стороны внешнего субъекта (нерезидента) требует обеспечительного страхового взноса в $70 тыс., который пополняет островной бюджет в случае проигрыша, очень вероятного, иностранного истца.

Банки Сент-Китса и Невиса считаются достаточно надежными. Важно, что к островной федерации относительно благосклонно относится главный мировой «финансовый жандарм» – США. Это обусловлено тем, что, по данным 2013 года, около 37000 богатых и влиятельных американцев располагают компаниями или недвижимостью на Сент-Китсе и Невисе.

Особая заслуга Васинкевича состоит в том, что он, во многом, очистил бизнес по предоставлению гражданства Федерации от многочисленных местных мошенников, которые еще недавно были очень активны и вводили в заблуждение клиентуру, в том числе и российскую. На островах Васинкевич считается значительной политической фигурой, к нему особое отношение у руководства Сент-Китса и Невиса, включая премьер-министра Тимоти Харриса.

За последние годы паспорта Федерации получили около 2000 россиян, на островах появилось около $1200 млн. российского происхождения. Юрисдикция, неформальным куратором стал Михаил Васинкевич, становится все более популярной. Среди новых граждан – знаменитый IT-предприниматель Павел Дуров, создатель социальной сети ВКонтакте и мессенджера Telegram.

Пример Сент-Китса и Невиса показывает, что среди наших крупных бизнесменов есть люди, которые, подобно легендарным Стивену Джобсу или Илону Маску, открывают новые идеи и показывают пути стратегического развития, жизненного переустройства себе подобным.