Россия упускает шанс стать полноценной титановой державой


Владельцы компании «ВСМПО-Ависма» решили, что им выгоднее вести совместный бизнес с Арсением Яценюком и Игорем Коломойским

После вхождения Крыма в состав России у нашей страны появилась возможность серьезно укрепить свои позиции на мировом рынке титановой продукции, но этот шанс, видимо, уже не будет использован. Компания «ВСМПО-Ависма», монополист на отечественном рынке титана, принадлежит госкорпорации «Ростех» (генеральный директор Сергей Чемезов) и ЗАО «Бизнес альянс компани», (основные владельцы, член совета директоров ВСМПО Михаил Шелков и гендиректор Михаил Воеводин), быстро нашла общий язык с новыми властями Киева и отказалась от разработки российских источников титанового сырья в пользу украинских.


Ильменитовая зависимость

Хотя в отечественной прессе иногда утверждается, что «ВСМПО-Ависма» самый крупный производитель титана в мире – это не совсем так. Российская компания производит примерно пятую часть металлического титана в мире, но промышленное мировое производство этого металла выглядит следующим образом: всего 5% — металлический титан и изделия из него, а 95% — порошок диоксида титана, белый пигмент — незаменимое сырье для химической, текстильной, строительной, лакокрасочной промышленности.

После распада СССР единый комплекс титановой промышленности оказался разделённым по географическому признаку: все разработанные источники ильменитовой руды и все мощности по производству диоксида титана остались на Украине, а 90% предприятий по производству металлического титана достались РФ. Практически вся титановая руда, используемая Россией и Украиной, добывается на двух предприятиях: Иршанском ГОКе (Житомирская обл.) и Высокогорском ГОКе (Днепропетровская обл.).

Россия обладает значительными запасами титановых руд, но все планы по развитию отечественной сырьевой базы титановой промышленности остаются на бумаге. Ильменитовый концентрат — основное титаносодержащее сырье, в нашей стране не производится, а импортируется из Украины, по диоксиду титана – основному продукту титановой индустрии, Россия так же на 100% зависит от поставок из США, Китая и Украины. Без собственных мощностей по добыче ильменитового концентрата и производству диоксида титана невозможно всерьез говорить о том, что «ВСМПО-Ависма» стала законодателем мод на мировом титановом рынке, как об этом любит заявлять руководство компании. Однако в результате вхождения Крыма в состав России, на территории нашей страны неожиданно оказался крупнейший в Восточной Европе комбинат по производству диоксида титана, но «ВСМПО-Ависма» не проявляет интереса к предприятию. Это довольно странно, учитывая богатый опыт Сергея Чемезова, по-прежнему опекающего «ВСМПО-Ависма», по поглощению разнообразных активов.


«Крымский Титан» оказался не нужен Чемезову

Команда Сергея Чемезова контролирует «ВСМПО-Ависма» с 2006 года, за это время ничего не сделано для повышения сырьевой независимости компании, развивать собственное производство диоксида титана «Ростеху» также оказалось не интересно. В 2014 году завод «Крымский Титан», принадлежащий «Group DF» украинского олигарха Дмитрия Фирташа, оказался в России. В настоящий момент предприятие, как юридическое лицо, зарегистрировано в Киеве, а сам завод с августа 2014 года отдан в аренду зарегистрированному в Москве дочернему предприятию «Group DF» — ООО «Титановые инвестиции».

Завод переживает непростые времена: был фактически потерян из-за санкций приоритетный для предприятия рынок Евросоюза, накопились долги за электроэнергию, есть трудности с поставками воды и газа. Но главная проблема в том, что титановый холдинг Фирташа оказался разорван на две части — запасы необходимого сырья находятся на Украине, а главные производственные мощности – в Крыму. Дмитрий Фирташ долго выстраивал свою титановую империю, но видимо, теперь ему с ней придётся расстаться. Что это произойдет – мало кто сомневается, без сырья, украинского ильменита, «Крымский титан» — это так называемый стрессовый актив, который придется либо продать за бесценок, либо его отберут киевские новые власти, признав результаты приватизации незаконными.

Конечно, титановое сырье, можно купить на внешнем рынке, это не дефицит. Но все разговоры о снабжении «Крымского титана» сырьем из Индии остаются пока разговорами. Сульфатная технология производства диоксида титана на заводе в Армянске ориентирована исключительно на ильменит Иршанского месторождения, найти замену в нужных количествах, а это сотни тысяч тонн в год, достаточно непросто. Единых кондиций на титановое сырье не существует: у каждого месторождения титана специфические особенности, а даже небольшие примеси других металлов заметно влияют на качество конечного продукта.

Летом 2014 года глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что может найти предприятию нового хозяина, с инвесторами уже состоялись «предварительные переговоры». То что найденный «крупный российский инвестор» – это «ВСМПО-Ависма» было понятно сразу, но чемезовские менеджеры отказались покупать «Крымский титан». Поэтому в «Group DF» по сей день официально утверждают, что завод не продается.

Мировой рынок титана достаточно закрытый, подробности сделок, переговоры между его участниками редко становится достоянием публики. Не исключение и титановые взаимоотношения России и Украины. После начала гражданской войны на Донбассе весной 2014 года впервые появились серьезные опасения, что Украина откажется поставлять стратегическое сырье для авиакосмической и ракетной техники в Россию по политическим соображениям. Глава «ВСМПО-Ависма» Михаил Воеводин заявил, что это не станет проблемой. В производстве металлического титана не так важны характеристики исходного сырья. Для «ВСМПО-Ависма», учитывая объемы производства 30 тыс. тонн титана в год, ежегодно требуется около 80 000 тонн ильменитового концентрата, доставить такое количество легко можно хоть из Индии, хоть из Африки, дефицит титановой руды на рынке отсутствует. Рост цены также не проблема — стоимость сырья в себестоимости высокотехнологичной готовой продукции составляет около 3%.

Одновременно, в российских СМИ стали активно выступать разнообразные эксперты, наперебой называвшие множество мест в России, где якобы можно хоть завтра добывать ильменитовые пески. Пресс-служба госкорпорации «Ростех» опубликовала пресс-релиз, согласно которому уже в 2015 году «ВСМПО-Ависма» начнет добычу ильменита на месторождении в Тамбовской области. На самом деле, прекращать импорт сырья с Украины, а тем более, разрабатывать российские месторождения, никто не собирался. Руководство «ВСМПО-Ависма» пошло на тайную сделку с Игорем Коломойским и Арсением Яценюком, посчитав, что «импортозамещение» слово красивое, но для выполнения контракта с Airbus Industrie и Boeing, проще купить ильменитовый концентрат за рубежом, а организовывать собственное производство диоксида титана в Крыму слишком долго и сложно.


Как чекисты договорились с бандеровцами

Лишить Дмитрия Фирташа его титановых активов пыталась еще Юлия Тимошенко, но неудачно, поэтому, когда к власти в Киеве пришло правительство Арсения Яценюка, а Фирташ сбежал в Вену, «раскулачивание» близкого к Януковичу олигарха стало одной из основных задач новой украинской элиты. Так как напрямую заниматься бизнесом премьер-министр не имеет права, установлением контроля над титановой промышленность Украины в интересах Яценюка занимается губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский. В сентябре 2014 года была создана государственная Объединенная горно-химическая компания, которой управляет бывший менеджер Коломойского, собирая туда все титановые активы «Group DF», впоследствии все эти активы могут быть снова приватизированы. Фирташ уже лишился контроля над Высокогорским ГОК, на очереди Иршанский ГОК, «Запорожский титано-магниевый комбинат», «Сумыхимпром». Вряд ли совпадение, что люди Коломойского первым захватили Высокогорский ГОК, который закрывает почти на 100% практически все потребности в ильменитовом концентрате «ВСМПО-Ависма», накануне подписания контракта с российской компанией на 2015 год.

Стоит заметить, что сотрудничество Воеводина и Щелкова с Коломойским началось еще в марте 2014 года, когда по требованию украинской прокуратуры у российской компании отобрали участок Демуринского ГОК в Днепропетровской области, где украинская дочка кипрского офшора планировала производить примерно половину необходимого «ВСМПО-Ависма» ильменитового концентрата (40 000 тыс. тонн) уже в 2016 году. Но спустя три недели, после переговоров Воеводина с Коломойским в Израиле, российско-кипрским инвесторам вернули месторождение, было даже заключено инвестиционное соглашение с Днепропетровской областью на 45 миллионов долларов. Судя по тому, что «ВСПМО-Ависма» отказалась от контроля над «Крымским титаном», на этой встрече были достигнуты и другие договоренности. Рассказывают, что Дмитрий Фирташ был шокирован тем, как легко российским государственникам и патриотам удалось найти язык с главным спонсором батальонов «Днепр» и «Айдар», платившим премии боевикам, убивавших российских добровольцев на Донбассе. Контролирующие российского титановую монополию Воеводин, Чемезов и Щелков решили, что выгоднее договориться с Арсением Яценюком и Игорем Коломойским о новых условиях поставки титанового сырья в Россию, чем заниматься новым производством в Крыму.

В течение ближайших месяцев сценарий развития событий вокруг «Крымского титана», рисуется следующий, как только люди Коломойского отберут у Фирташа и Иршанский ГОК, юридическое лицо «Крымского титана», зарегистрированное в Киеве, будет продано некому офшору, среди владельцев которого легко угадываются фигуры Яценюка и Коломойского. Вполне вероятно, что в числе владельцев окажутся и некоторые акционеры «ВСМПО-Ависма». Сам завод «Крымский титан» будет сдаваться в аренду российской дочерней компании, работать на украинском ильмените и платить налоги в России.

По сути, владельцы «ВСМПО-Ависма» и альянс Яценюк-Коломойский решили переделить титановое наследство СССР, с учетом изменившихся политических реалий. Даже в текущей ситуации со всеми рисками, созданный на базе украинских предприятий вертикально-интегрированный титановый холдинг может оцениваться не менее $3 млрд., с учетом запасов сырья, и спустя несколько лет стать серьезным игроком на мировом рынке.