Московские чекисты предотвратили теракты у штаб-квартиры ГРУ, в торговом центре и поезде МЦК

Последователей т.н. «Исламского государства»*, готовивших теракты, ФСБ задержала еще на стадии их подготовки. Однако куратор «московских бомбистов» – один из лидеров ИГ* Тоджиддин Назаров, известный как Абу-Усама Нораки – до сих пор недоступен для спецслужб. По данным «Ъ», он находится на территории Ирака. Далее – что, где, когда и как террористы собирались атаковать в российской столице.

Весной 2016 года рабочий-строитель из Таджикистана Мусалим Бабаев создал в Москве ячейку т.н. «Исламского государства»*. Он изучал ислам по интернету — в частности, читал материалы на сайтах и форумах сирийских приверженцев радикальных форм религии, проникся идеологией насилия, а также «чувством религиозного и идеологического единства» с воюющими на стороне ИГ* боевиками.

В мечетях столицы и подмосковной Яхромы Бабаев собрал некое подобие джамаата (объединение группы мусульман с целью совместного изучения ислама и т.п. — Ред.) из единомышленников, в которую вошли этнические таджики, уроженцы Дагестана, армянин и русский. Члены ячейки проводили в Москве собрания, на которых изучали видеоролики, распространяемые лидерами террористической организации через интернет.

При задержании террористов карты памяти их смартфонов «оказались заполнены кадрами расстрелов, подрывов и казней», рассказал «Ъ» (https://www.kommersant.ru/doc/3894639) один из участников расследования. «Как можно было целыми днями рассматривать такое, даже представить сложно», — отметил собседник издания.

Решив присоединиться к действующим в Сирии боевикам «Исламского государства»*, радикалы придумали себе конспиративные имена — Мухаммад, Абу-Халид, Исрафил, но на поездку в САР не было денег. Кроме того, Бабаев говорил своим единомышленникам, что в ИГ* берут только тех, кто «громко заявит о себе».

Члены ячейки не знали, как это сделать безопасным для себя способом, и бездействовали до тех пор, пока не познакомились с еще одним строителем из Таджикистана — Наимом Махмадалиевым. Он через мессенджер Telegram и мобильное приложение Zello, позволяющее использовать смартфон в режиме рации, поддерживал связь с одним из лидеров ИГ* — Нораки.

Последний был в курсе того, что Махмадалиев жил в бытовке на Хорошевском шоссе Москвы и мимо стройки, на которой он работал, проезжали грузовики с солдатами-срочниками, несшие службу в расположенной рядом штаб-квартире ГРУ. Грузовики с военными Нораки и решил взорвать, действуя через подопечных.

Он пообещал членам ячейки деньги на поездку в Сирию и переслал им видеоинструкции по изготовлению из подручных материалов «фирменного» детонирующего состава ИГ* на основе трипероксида ацетона.

Также Нораки дал ссылку для приобретения на Aliexpress пульта дальнего радиуса действия, который используют не только моделисты-любители, но и ближневосточные террористы в цепи дистанционного радиоуправления бомбами. Бабаев заказал пульт, остальные члены ячейки поехали на рынок «Садовод» за покупками, но были задержаны в полном составе 6 сентября 2016 года.

Силовики наблюдали за московской группировкой с момента ее создания, но не спешили их задерживать, желая выйти на Нораки. Однако сотрудникам ФСБ все же пришлось задержать злоумышленников в срочном порядке, когда они поехали за нестабильным, опасным в обращении и непригодным для длительного хранения взрывателя на основе трипероксида ацетона.

Бабаев между тем оставался на свободе и успел сформировать еще одну ячейку ИГ* в столичном регионе. В нее вошли земляки организатора — продавец обуви Бахтиер Махмудов, разнорабочий Зафархон Рахматов и врач Руслан Баширов.

Нораки снял для них квартиру в поселке санатория имени Герцена в Одинцовском районе Подмосковья, передал им два автомата АКС-74, гранаты и патроны. Полученное оружие радикалы должны были использовать в День Конституции 12 декабря 2017 года — они планировали взрывы в поезде Московского центрального кольца и в торговом центре «Эдельвейс» в Балашихе.

Выживших боевики собирались добить гранатами и автоматными очередями. Однако силовики нейтрализовали ячейку, не допустив терактов. Московский окружной военный суд приговорил радикалов к срокам от 14 до 19 лет.

Нораки тем временем подготовил теракт в центре Стокгольма 7 апреля 2017 года, когда грузовик с узбеком за рулем въехал в толпу туристов, убив пять человек и ранив еще 15, а также в таджикском городе Нуреке, напоминает пишет NEWSru.com (https://www.newsru.com/russia/26feb2019/noraki.html): Там 29 июля 2018 года семеро его земляков на джипе врезались в группу иностранцев на велосипедах. Раненых добили ножами.

Погибли четверо граждан США, Швейцарии и Голландии, еще трое туристов сильно пострадали. Боевики же бросились с ножами на пытавшихся их задержать полицейских, чтобы они открыли огонь на поражение. Таким образом, вся ячейка самоликвидировалась. ИГ* взяло на себя ответственность за нападение.

Нораки, по данным спецслужб, до сих пор проживает в иракском Мосуле.


* «Исламское государство», ИГ (другие названия — ИГИЛ, ДАИШ) — террористическая группировка, запрещенная в РФ.