Андрей Суздальцев: «России незачем платить землей за мирный договор стране, проигравшей войну»

В преддверии визита Владимира Путина 15-16 декабря в Японию вновь стал актуальным вопрос статуса Курильских островов. Так, несколько ученых и парламентариев с Сахалина обратились к президенту с просьбой не поддаваться на возможные уловки японской стороны и не делать из островов предмета торга. В письме, которым располагает «URA.Ru», авторы инициативы настаивают, что Курильская гряда оказалась в составе РФ в полном соответствии с принципом исторической справедливости.

Курильские острова отошли СССР в результате разгрома японской армии в конце Второй мировой войны. С тех пор Япония не перестает кидать завистливые взгляды на гряду, особенно на южную ее часть – острова Кунашир, Итуруп, и Шикотан – и пускает в ход разнообразные посулы, чтобы вернуть себе эти территории. В последнее время все чаще японская сторона заводит разговор об организации «совместного хозяйственного освоения» Южных Курил, с привлечением японских инвесторов.

Авторы письма сомневаются, что после заключения вожделенного Японией мирного договора (историческое время которого, по мнению ученых, давно прошло) и решения курильского вопроса к удовлетворению японской стороны, над Россией прольется «инвестиционный иеновый дождь». Но не вызывает сомнения, что, успешно опробовав на южнокурильских островах инструменты экономического и политического давления, Япония не замедлит расширить свои территориальные претензии на северную часть островов и на Южный Сахалин.

У японского премьера Синдзо Абэ большие планы на этот визит Владимира Путина, которыми он отчасти поделился с журналистами. По словам Абэ, он полон «решимости положить конец территориальной проблеме». Эти планы, по информации агентства Kyodo, настолько тревожат Вашингтон, что он даже призвал японского лидера «к сдержанности» в организации визита российского президента – чтобы побольше официоза и поменьше теплоты.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал замдекана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Андрей Суздальцев.


— Вокруг предстоящего визита Владимира Путина в Страну восходящего солнца складывается несколько нервозная обстановка. Сначала информагентства сообщили: «Премьер Японии заявил о готовности решить территориальный спор с РФ». Следом прошла информация, что ученые и депутаты Сахалинской области обратились к Путину с призывом не отдавать Курилы в обмен на мирный договор с Токио. Насколько их опасения обоснованны?

— Я думаю, совсем не обоснованны. Уже многие годы тема Курильских островов регулярно поднимается вновь и вновь, и у Японии почему-то сложилось убеждение, что российская сторона вот-вот уступит ей в этом вопросе. Россия же, в свою очередь, вела себя не совсем последовательно, позволяя себе если не авансы, то определенные намеки на готовность сесть за стол переговоров, хотя это изначально и было ошибкою.

Я не раз общался с японцами и могу сказать, что среди них распространена твердая уверенность в том, что острова все-таки будут переданы Японии. Следует при этом отметить, что и руководство страны очень сильно подыгрывает этим настроениям, неофициально давая понять, что все, от него зависящее, оно предпринимает, и дело почти «на мази». И вся вина за нерешенный курильский вопрос, в случае чего, перекладывается на Россию, для которой как раз этот-то вопрос решен раз и навсегда – острова Японии не возвращать, и точка.

В общем, в преддверии российско-японского саммита сложилась достаточно двусмысленная ситуация. В ее поле, между прочим, попал и южный Сахалин, на который Япония также традиционно претендует. Но мне кажется, что авторам письма совершенно не о чем беспокоиться. У России нет никакой необходимости платить своей землей за договор о мире со страной, проигравшей войну.


— По данным агентства Kyodo, Вашингтон тоже очень беспокоит визит российского президента в Японию. А почему нервничают американцы?

— А это совсем не американцы нервничают, а администрация уходящего президента Барака Обамы, которая до последнего будет настаивать на международную изоляцию России. Для окружения Обамы тот факт, что лидер страны, которая, по идее, должна быть изолирована и задушена санкциями, отправляется в столь многообещающий визит, свидетельствует о том, что никто в мире с действующей пока администрацией считаться не намерен. Вон, против Ирана тоже нацелены санкции, и лидер Ирана из своей страны и носа не показывает, а Владимир Путин разъезжает по всему миру. Естественно, это очень болезненный удар по самолюбию Вашингтона.


— В сложившейся исторической, политической и экономической ситуации какое решение по спорным островам можно было бы назвать компромиссным и для российской стороны, и для японской? Может, самый оптимальный вариант – оставить все, как есть, еще лет на пятьдесят?

— Я считаю, что на достаточно долгое время – как минимум лет на сто – этот вопрос следует «вывести за скобки», чтобы он не мешал развитию обеих стран и их взаимовыгодному сотрудничеству. Не исключено, что именно к этому варианту будет склонять японскую сторону Владимир Путин в ходе своего визита.

Нельзя допустить, чтобы курильский вопрос заставил Россию и Японию на долгие годы погрязнуть в «разборках». Земля меняет хозяина в результате войны, а войны между нашими государствами, слава Богу, нет и не предвидится.
РАНЕЕ В РУБРИКЕ