В Турции наступают суровые времена

Очевидно, что в Турции начинается период, который по сути своей напоминает наш 37-й год. После того как там произошел военный переворот, Эрдоган, подозревая всех и вся, начинает пачками отправлять под арест старших офицеров. По последним данным, сейчас уже арестовали практически сто генералов и адмиралов. Полковников, оказавшихся под арестом — еще больше. А арестованных младших офицеров, и вовсе подсчитать невозможно.

Общее количество задержанных идет на тысячи. То ли шесть тысяч, то ли уже больше десяти.

По стране объявлен режим чрезвычайного положения. Ученым и другим представителям интеллигенции запрещен выезд из страны. Военным выезд был запрещен сразу после попытки переворота.

Обсуждается вопрос возвращения смертной казни.

В общем, все серьезно.

Создается впечатление, что наказывать будут за малейшие подозрения в причастности к перевороту. И вместе с реальным участниками накажут множество невиновных. Причем невиновных, оказавшихся в застенках, может оказаться в несколько раз больше.

Судите сами:

Полковник — это командир полка, у полковника под командованием находится либо мотострелковое подразделение численностью около тысячи бойцов, либо бронетанковая часть (число танков навскидку не скажу, особенно в турецком танковом полку, но должно быть что-то около сотни), либо авиакрыло (тоже не один самолет).

Генерал — это командир бригады, не меньше.

Вот и считайте, какие силы были под командованием сотни арестованных генералов и адмиралов с несколькими сотнями полковников. Даже если учесть, что многие служили в штабах, все равно под командованием арестованных находились десятки тысяч бойцов, тысячи танков и сотни самолетов.

Да если бы все арестованные были реальными заговорщиками, то переворот в принципе не мог провалиться.

В то, что Эрдоган остынет, одумается, объективно разберется и освободит всех, чья вина не будет полностью доказана — не верю.

Реджеп Тайипович и раньше был известен строгостью, сажал журналистов за банальные оскорбления в свой адрес и критику «линии партии», а теперь, после попытки переворота — тем более не будет милостив.

Скорее всего список арестантов будет еще пополняться и пополняться. И сотней арестованных генералов с несколькими сотнями полковников и десятком тысяч других подозреваемых дело не ограничится.

Сколько еще будет брошено за решетку генералов, полковников, младших офицеров, солдат и гражданских, журналистов, политических противников — можно только гадать. Тысячи и тысячи.

Скорее всего попытка переворота будет в числе прочего использоваться как повод избавиться от политических противников, то есть от всех, кто выступал против исламизации Турции. А противников было немало, едва ли не половина страны.

В общем, в Турции наступают суровые времена.

Но если проводить параллели с нашим 37-м, есть как минимум одно существенное отличие.

37-й год в СССР был в значительной части следствием революции и гражданской войны. Сталин просто зачищал контру и троцкистов, которых после революции и гражданской оставалось немало. Естественно, под раздачу попали и честные товарищи — кого-то оклеветали менее честные коллеги, чтобы самим избежать зачистки, кого-то просто взяли по ошибке, всякое было. Но главное, что 37-й год во-многом был следствием событий 1917-22 годов.

В Турции получается как бы наоборот. Революции в Турции не было, гражданской войны тоже, была попытка военного переворота, который не удался. Неудачный переворот можно сравнить с нашим 1905-м, но точно не с 1917-м.

Получается, что революции и гражданской войны не было, а 37-й год наступил.

Что это значит?

Это значит, что революция и гражданская война тоже должны случиться. Только позже.

Если 37-й год не является следствием революции, то он станет ее причиной.

Потому что одно без другого невозможно.

Не бывает массовых зачисток без революции и гражданской войны. Вот не бывает и все тут. Просто они могут меняться местами. Могут быть зачистки по итогам революции, а может быть революция по итогам зачисток.

Собственно если Эрдоган крепко зачистит своих противников и продолжит исламизацию Турции — это тоже будет своего рода революция — исламская революция, по итогам которой Турция перестанет быть светским государством, созданным Ататюрком и станет исламской республикой. Или даже не республикой.

Но это если у Эрдогана все получится, что совсем не факт.

Все-таки зачистить половину Турции, половину армии, да еще и в то время, когда страна ведет войну с курдами сразу на трех направлениях — внутри, в Сирии и в Ираке — итог подобной затеи не совсем очевиден.

Просто ресурсов на такую затею может не хватить — ни экономических, ни военных.

Половина армии оказалась обезглавлена, а другая половина под подозрением.

И это во время войны, пусть даже не слишком масштабной.

Экономика в последние годы тоже не блистала, а после попытки переворота и вызванного этим снижения рейтингов курс лиры упал до многолетних минимумов. И аресты точно не ускорят рост ВВП.

Эрдоган может элементарно доиграться до того, что вторая половина армии, оказавшаяся под подозрением, тоже перестанет его поддерживать. И ряды сторонников могут поредеть, потому что не всем понравятся массовые аресты и экономический кризис, не этого народ ожидал, когда голосовал за Эрдогана.

Короче говоря, назревает глубокий раскол в турецком обществе, очень глубокий и многолетний, с тяжелыми последствиями.

И тут либо Эрдоган зачистит противников и закончит исламизацию, то есть совершит исламскую революцию сверху, либо недовольство Эрдоганом в обществе и среди военных достигнет такого уровня, что случится вторая попытка переворота, которая будет иметь более широкую поддержку в обществе и закончится успехом.

Нельзя исключать и сценария сползания Турции в гражданскую войну с постоянными терактами, бунтами, гражданским неповиновением и потерей контроля Анкары над целыми регионами, начиная с тех, где проживают курды.

В общем, Турция вступила в зону нестабильности, которая почти наверняка приведет либо к революции, либо к очередному перевороту, либо к гражданской войне.

И то, что первая попытка переворота оказалась неудачной — еще ничего не значит. В России 1905-й год тоже не привел к смене власти, но потом наступил 1917-й. Нечто подобное может случиться и в Турции.

Особенно если ослабленная зачистками армия потерпит неудачу в Сирии и внутренней войне с курдами, если США продавят создание Курдистана и если экономическая ситуация продолжит ухудшаться. И массовыми чистками Эрдоган только усугубит ситуацию.

Так или иначе, 37-й год означает, что должна быть или революция или гражданская война. Или то и другое вместе. И если революции не случилось до 37-го года, значит она случится после.

http://amfora.livejournal.com/438078.html