Мансур — «33 процента»

Как высокопоставленный чиновник московского УФНС Гаджиев «забывал» о штрафах и начислениях за «долю малую»

Борьба с коррупцией и уходом от уплаты налогов давно стала государственной идеей-фикс. Свидетельством тому и громкие коррупционные дела, вспыхивающие по всей России одно за другим. В распоряжении редакции оказались документы, раскрывающие схему вымогательства на самой верхушке столичного управления Федеральной налоговой службы. В центре этой коррупционной паутины, сотканной из налоговых проверок, штрафов, адвокатов и взяток, засел руководитель контрольного отдела УФНС по г. Москве Мансур Салихович Гаджиев.

В 2011 году, выступая перед налоговыми консультантами, руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин заметил, что ФНС – это, прежде всего, сервисная компания. «Наша основная задача – следить за соблюдением законодательства. Но это необходимо делать максимально комфортно для налогоплательщиков», — подчеркнул он. И некоторые из сотрудников ФНС по г. Москве восприняли это пожелание руководства чересчур буквально.

В распоряжении редакции оказались копии заявлений, направленных в адрес Генеральной прокуратуры, Следственный комитет РФ, ФСБ и депутату Александру Хинштейну. Авторы писем – жертвы этих дополнительных сервисов – подробно расписывают схему вымогательства со стороны сотрудника столичной ФНС. В истории, где взятка предполагает развитие, а следование букве закона – банкротство, московские бизнесмены выбирали коррупцию.

Осенью 2014 года руководителем контрольного отдела ФНС по г. Москве стал некий Мансур Гаджиев, по словам руководства, молодой и вдумчивый сотрудник. На эту должность он скакнул с поста заместителя начальника межрайонной инспекции №49 по г. Москве. Комментируя такой стремительный служебный скачок своего коллеги, налоговые сотрудники использовали исключительно шахматные термины: из пешек в ферзи.

На своем «королевском посту» бывший середнячок развернул неожиданно бурную деятельность. Руководство контрольным отделом московского ФНС предполагает курирование всех межрайонных инспекций и контроль проведения выездных налоговых проверок. Примечательно, что среди основных направлений деятельности этого отдела есть пункт о «выявлении форм, способов и «схем» уклонения от уплаты налогов». Соединив вместе два руководящих посыла: о сервисной компании и выявлении новых схем уклонения от уплаты налогов, Гаджиев, вероятно, и разработал простой, но безотказный сервис для руководителей московских фирм: либо платишь налоги с максимально возможными штрафами, либо платишь мне, и тогда в три раза меньше. В качестве основного помощника и посредника при передачи денег Гаджиев привлек знакомого еще со времен «бурной» молодости адвоката.

Схема получилась простой и удобной. В результате любых плановых проверок крупных предприятий можно найти налоговые несоответствия, бухгалтерские ошибки, а то и использование «серых» схем с фирмами-однодневками. Именно «знаковые проверки» и интересовали коррупционера. Используя сведения о нарушениях, выявлением которых занимались подведомственные инспекции, он запустил механизм решения проблем с помощью адвоката.

Через некоторое время после проверки в компании появлялся юрист, предлагавший свои услуги по снижению суммы налоговых доначислений и штрафов. Документы и цифры, которыми он оперировал, помимо руководства компании могли быть известны только представителям налоговой службы. За 10-30% от суммы адвокат гарантировал аннулирование или существенной снижение размера претензий со стороны налоговой без передачи дела на уровень досудебного аудита. Со слов адвоката, решением проблемы занимался сам Мансур Гаджиев, «серый кардинал налоговой службы», так что за «счастливый исход» можно было не волноваться. В качестве дополнительного довода он приводил в пример недавнюю историю проверки 3-ей налоговой инспекцией строительной компании МСМ-1. Компания отказалась от сотрудничества и решила добиться снижения штрафов через суд. В результате компания понесла крупные судебные издержки, проиграла суд, заплатила штрафы и сегодня приостановила свою деятельность в Москве. По сообщениям на форумах с отзывами о работе, в компании приостановили выплату заработной платы с ноября прошлого года.

Недавно подобная ситуация возникла и в хорошо известной строительной компании «Крост», руководство которой составляют бывшие сотрудники МВД и ФСБ. Сумма налоговых претензий была более 100 млн рублей. В мае 2015 года адвокат пришел с предложением о сокращении суммы втрое, однако руководству компании претензии показались неубедительными, а доводы адвоката слабыми. С помощью старых связей с прошлой работы руководство «Кроста» отбилось от налоговых атак, а «мзда Мансурова» так и не была заплачена.

Не раз предприниматели пытались оказать давление на руководителя контрольного отдела Мансура Гаджиева, используя связи в федеральных кругах. Такие попытки пресекались звонком от куратора Московской ФНС из АПС (аппарат прикомандированных сотрудников) Федеральной службы безопасности Андрея Владимировича Кононенко. В одном из разговоров «куратор» щеголял именами высоких чинов ФСБ: Олега «Фикуса» Феоктистова и Ивана Ивановича Ткачева. Звучные фамилии делали положение Гаджиева и Кононенко практически неприкасаемым. Андрей Кононенко не раз заявлял, что «решает шкурняки» действующим «бойцам» ФСБ через своего человека в налоговой, имея в виду Мансура Гаджиева.

К слову, хозяева одной из строительных фирм, ставшей жертвой нового «сервиса», попытались сторговаться с Гаджиевым, угрожая ему разоблачением перед лицом руководителя ФНС по городу Москве Мариной Третьяковой. Но, как оказалось, Третьякова, дорабатывающая последний год до пенсии, не имеет влияния на своего подчиненного, о чем не раз в кулуарных разговорах признавался сам Мансур Гаджиев.

По информации из инспекции №49, осуществляющей проверку компании ООО «АЛЛА ЛТД.», (покупка и продажа недвижимости) Мансур Салихович решает вопрос о минимальных начислениях, несмотря на серьезные многомиллионные нарушения.

В настоящее время у «серого кардинала» проходит еще одна, успешная для него, но плачевная для бюджета операция. Проверка крупных предприятий сахарной отрасли, проводимая людьми Гаджиева в очередной раз, по нашему мнению, обогатила «вдумчивого работника».

«Сегодня, уже практически нет никаких сомнений, что, если история с новым коррупционным «сервисом» не получит резонанса, новым начальником Московского ФНС станет Мансур Гаджиев», — утверждает источник в ФНС России. На эту вероятность обращает внимание Генеральной прокуратуры и следственного комитета РФ и автор письма, копия которого есть в распоряжении редакции. В этом случае, нет никаких сомнений, что в «прейскуранте» столичного УФНС вскоре может оказаться новый набор дополнительных «сервисов» для московских предпринимателей. Только вряд ли эти сервисы будут столь комфортными для них, как об этом уверял в свое время Михаил Мишустин.