Молодежной политикой заинтересовались правоохранительные органы

Депутаты Госдумы просят выяснить законность заключения и выполнения контрактов в «молодежном секторе» столичного Департамента культуры. Структурами МВД и прокуратуры начата проверка фактов правомерности конкурсных мероприятий.

Наша статья нашла отклик. В материале от 1 июля 2015 года наш корреспондент Марта Валиеваписала о проведении конкурсов в Департаменте культуры и подведомственных ГУ. Больше всего неприятно удивил тот факт, что рассматриваемые конкурсы касались таких тем, как волонтерство, помощь людям старшего поколения и ветеранам Великой Отечественной войны, а также проведений мероприятий для молодежи. Да и сами конкурсные процедуры вызвали ряд вопросов.

Так например, на проведение одного и того мероприятия же заключалось сразу несколько, как две капли воды одинаковых контрактов на многомиллионные суммы. На незначительные мероприятия тратился огромный бюджет в десятки миллионов, а в конкурсах участвовали и постоянно выигрывали одни и те же компании, руководители которых, как оказалось были очень хорошо знакомы с теми, кто разыгрывал контракты. И главное, о многих масштабных (судя по сумме контрактов) мероприятиях не удалось найти вообще ни одного упоминания в интернете. Хотя почти во всех случаях контракты предусматривали создание сайтов и масштабную рекламу. В статье мы обратились к депутатам Госдумы с просьбой помочь разобраться в работе Департамента культуры в части молодежной политики и вскоре по данной публикации был направлен депутатский запрос в МВД России и Генеральную прокуратуру России на имя Министра внутренних дел РФВ.А. Колокольцева и на имя Генерального прокурора Ю.Я. Чайки. Мы также направили запросы в эти структуры и в настоящее время ждем официальных комментариев о ходе расследования. Несмотря на то, что один из фигурантов статьи — Василий Овчинников входит в общественный совет при ГУ МВД России по г. Москве, надеемся, что это обстоятельство никак не повлияет на беспристрастность изучения всех материалов. Мы будем пристально следить за этим.

А пока ведется разбирательство в рамках депутатского запроса, нам удалось установить новые любопытные факты, которыми хотелось бы поделиться с общественностью. К 2015 году мы пока что еще даже не можем подобраться – слишком уж много любопытной и удивительной информации оказалось в контрактах ГУ, подведомственных Департаменту культуры по 2013 и 2014 году в части молодежной политики.

Помните, в известной комедии про Ивана Васильевича: «Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных и куртки замшевых – тоже три…».

Вот так вышло и в случае с контрактами ГАУК г. Москвы «Московское агентство реализации общественных проектов». В 2014 году в рамках организации и проведения премии «Волонтер года» было разыграно три одинаковых контракта и потрачен совокупный бюджет 20 млн. 972 тыс. 100 руб. Вот ссылки на три абсолютно идентичных техзадания на проведение одного и того же мероприятия:
http://bit.ly/1HAdcCY http://bit.ly/1BLycOS http://bit.ly/19Od1WR

Но, как оказалось, это не весь бюджет на данное мероприятия. Так ГБУК г. Москвы «Ресурсный центр по развитию и поддержке волонтерского движения «Мосволонтер»разыграл контракт на «Оказание услуг по организации и проведению итогового события по работе волонтеров в 2014 году» на сумму 2 млн. 385 тысячи 450 руб.

В техзадании (ТЗ) мероприятие называется общим словом «итоговое событие по работе волонтеров в 2014 году». Можно предположить, что таковым событием являлся IV съезд волонтеров и награждение премией «Волонтер года» (тем более, что оба события состоялись 6 декабря на площадке «Технополис»). В рамках техзадания ГАУК г. Москвы «Московское агентство реализации общественных проектов» также должно было обеспечить концертную программу, аниматоров, техническое оснащение и все остальное необходимое оборудование. Но, учитывая, что конкурсная документация еще одного соорганизатора мероприятия тоже содержит схожие пункты ТЗ, затруднительно установить — какие из пунктов ТЗ были выполнены именно «Мосволонтером». По одному из пунктов — фаер-шоу: однозначно можно сделать вывод о невозможности его проведения. Условия площадки «Технололис» не позволяют организовать данное мероприятие. Факты выполнения остальных пунктов ТЗ можно выяснить лишь по отчетным документам.

Но вернемся к деятельности Московского агентства реализации общественных проектов. В рамках проведения Дня молодежи в 2014 году было разыграно три контракта на общую сумму 22 млн. 695 тыс. 670 руб.
http://bit.ly/1HZWDxN http://bit.ly/1xO93CS http://bit.ly/1Hl4Hf0

Мероприятие состоялось 28 июня. На официальной странице Агентства общественных проектов ВКонтактесообщается , что на праздник собралось более 40 тысяч человек. Но, на самом деле многие независимые источники отмечают, что в этот день в парке Сокольники собралось не более четырех тысяч человек. Дальше идет простая арифметика: делим 22 млн. 695 тыс. 670 руб. и получаем цифру — более пяти тысяч рублей было потрачено на одного гостя праздника. За эту сумму вполне можно провести сутки в пятизвездочном отеле в любой европейской стране.

Ни в одном из трех контрактов на организацию и проведение «Дня молодежи» не было предоставлено таблицы средних цен по рынку. При этом два контракта из трех были разыграны способом закупки у одного исполнителя, что в данном контракте было недопустимо в рамках российского законодательства и еще один конкурс был проведен с явными нарушениями. Требует тщательного анализа способ ценообразования и целесообразность столь больших затрат.

Теперь перейдем к деятельности Многофункционального молодежного культурно-делового центра в Северо-Восточном административном округе города Москвы.

Развитие личных качеств молодежи — дело хорошее и нужное, но, как оказалось, слишком уж дорогостоящее – исходя из сумм контрактов. Так, на оказание услуг по организации и проведению мероприятий, направленных на повышение личной эффективности молодежибыло потрачено 5 млн. 868 тыс. руб. При этом, судя по условиям ТЗ, самая затратная часть выполнения данного контракта – это аренда помещений для занятий и организация Презентации и Церемонии закрытия. Однако, ни о презентации с выступлением звезд, ни о церемонии закрытия с фуршетом на 500 человек на официальных ресурсах заказчика, а также в открытых источниках никакой информации найти не удалось. Информация о пресс-конференции также отсутствует. Возникает вопрос: для чего МММЦ было необходимо повышать личную эффективность за счет городского бюджета, каких целей и показателей они добивались?

В рамках оказания услуг по организации продвижения молодёжных инициативбыло разыграно 2 млн. 634 тыс. 350 руб. По запросу: «Продвижение молодежных инициатив» поисковые системы не выдают ни одного сайта, с указанной в контракте тематикой. За весь период, предусмотренный на исполнение условий контракта, то есть с 11 октября по 15 декабря ни на сайте Заказчика, ни в официальных группах социальных сетей не найдено ни одного упоминания о каких-либо мероприятиях в русле данной тематики.

Экскурсии по городу от МММЦ – тоже удовольствие не из дешевых (во всяком случае, для городского бюджета). Проект под названием «Школа молодого москвича» призван ознакомить молодежь со столичными и подмосковными достопримечательностями и историей. В 2013 году сумма контракта за оказание услуг по организации и проведения «Школы молодого москвича» составила 7 млн. рублей. Мы проанализировали: за весь срок действия контракта со 2 октября по 15 декабря согласно анонсам и отчетам в официальной группе «Школа молодого москвича» ВКонтакте, где проводилась основная информационная работа, было найдено упоминание о 9 экскурсиях (хотя в ТЗ говорится о 20 пешеходных и 3 автобусных экскурсиях), двух выездных «Школах молодого москвича», двух выездных экскурсиях в другие города. Согласно официальной информации, выездные школы прошли в Учебном Центре «Доброе». При этом, какуказано на сайте пансионата, его площадь позволяет принять одновременно не более 158 человек. Это означает, что Исполнитель нарушил условия контракта в части количества участников выезда (должно было участвовать 200 человек в каждом из двух выездов).

А в 2014 году МММЦ решили знакомить молодежь не только со столичной культурой, но и с культурой общероссийской. Горизонты расширились. На Оказание услуг по реализации молодёжной культурно-просветительской программы, направленной на знакомство с культурой народов России былпотрачен бюджет в 7 млн. 429 тыс. руб. Сайт данных обменов, где должна быть размещена вся отчетная информация, отсутствует. Информационное сопровождение данного договора также не выполнено, поскольку информации в сети Интернет на сторонних ресурсах также найти не удалось.

В Twitter были обнаружены упоминания о нескольких лекциях и дебатах с хештегом #ОткрывайРоссию, однако многие из мероприятий проводили в парках под открытым небом, что нарушает пункты ТЗ о предоставлении помещений. «Каждое мероприятие проводится на площадке по следующим требованиям: расположение — не далее 500 м. от станции метрополитена (не более 3-х станций от кольцевой линии метрополитена). Наличие пункта питания, исправных сантех-помещений, гардероба, бесплатным доступом в интернет, (Wi-Fi), сцена – не менее 3х6 метра. В рамках выполнения данного контракта удалось найти семь фотоотчетов о поездках по городам России, опубликованные в Твиттере в рамках проекта #ОткрывайРоссию. Хотя в рамках ТЗ поездок должно было быть десять. По содержанию фотоотчетов трудно определить – сколько именно человек участвовали в этих поездках, сколько дней они в них провели, и какие условия им были предоставлены. Невозможно установить, была ли предоставлена участникам обменов и мероприятий брендированная продукция, которую Исполнитель должен был изготовить в рамках контракта.

Практически все конкурсы и контракты молодежной тематики Департамента культуры и подведомственных ГУ имеют одни и те же схожие проблемы, как будто сделаны по одному и тому же сценарию. И исполнители одни и те же. Можно отдать должное сплоченности данной команды, работающей на молодежную политику столицы. К примеру, бывший руководитель ГБУ «Центр молодежного парламентаризма» Владимир Владимиров в прошлом году ушел с должности при весьма щепетильных обстоятельствах, но не так давно снова появился в поле зрения. Он был назначен на должность заместителя директора Московского городского библиотечного центра, подведомственного Департаменту культуры г. Москвы. В 2014 году ГБУ «Центр молодежного парламентаризма» под руководством Владимирова был разыгран годовой бюджет — 250 млн. руб. только на городские мероприятия и многие из конкурсов также вызывают массу вопросов.

Проверенную схему, в рамках которой декларируются большие перспективы, но с трудно различимым результатом, наши фигуранты успешно применяют не только в молодежной политике, но в и других сферах. Так, бывший руководитель МММЦ Василий Овчинников, в прошлом году возглавил Государственное автономное учреждение культуры города Москвы «Московское агентство организации отдыха и туризма», так же подведомственное Департаменту культуры, но уже с гораздо большим бюджетом, чем МММЦ.

В итоге его хозяйственной деятельности были разыграны контракты на миллиарды рублей и, несмотря на огромные вливания из городского бюджета, компанию по детскому отдыху очень многие критикуют.

Хочется верить, что представители МВД и прокуратуры смогут выяснить все обстоятельства проведения конкурсных мероприятий. А мы будем следить за ходом этой проверки в надежде, что общими усилиями сможем сделать город лучше.

На наш запрос был получен ответ:

В ходе проверки Управлением

экономической безопасности и противодействия коррупции установлен факт

нецелевого расходования средств бюджетной субсидии на сумму более восьми

с половиной миллионов рублей только по одному из эпизодов, описанных в

наших публикациях, посвященных данной проблематике. По результатам

проверки материал направлен для принятия процессуального решения в ГСУ

СК России по г. Москве.