«Око Саурона не должно возвышаться над городом эпохи людей»

Инициатива установки на одну из башен Москвы-Сити световой инсталляции «Око Саурона» взбудоражила столичную общественность. Эта символическая конструкция, призванная возбудить интерес к предстоящему прокату завершающей части фильма «Хоббит» по Дж. Р.Р. Толкиену, вызвала особую негативную реакцию в руководстве РПЦ.

После столь впечатляющего «приема» поклонники Толкиена из группы «Свечение» официально сообщили, что объявленный проект отменяется. По их словам, опубликованным на странице Фейсбука, они не ожидали такого странного резонанса и просто хотели выразить свое восхищение творчеству писателя и его экранизации.

Идея установки лазерной скульптуры «Око Саурона» была направлена исключительно в добром, праздничном русле, никаких политических или инфернальных смыслов она не предполагала, резюмировали почитатели из «Свечения».

Как известно, поклонники Толкиена планировали разместить «Око Саурона» на одной из высоток «Москвы-Сити», превратив ее с 11 по 12 декабря в «башню Мордора».

Московская мэрия в лице начальника департамента СМИ и рекламы Владимира Черникова предупредила, что без официального разрешения объект будет демонтирован. Но громче всех стала протестовать РПЦ.

По словам председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата Всеволода Чаплина, над Москвой мог появиться символ демонического зла, торжествующего мистицизма. Он даже намекнул, что со столицей после инсталляции могло произойти что-то ужасное.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал известный церковный публицист, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, в недавнем прошлом профессор Московской духовной академии и референт патриарха Алексия II, а ныне протодиакон РПЦ Андрей Кураев.


— Почему РПЦ решило бороться с вымышленным злом — «Глазом Саурона», а главное — почему вполне светские чиновники тоже всерьез отнеслись к этой игровой инсталляции? Неужели Москва в сознании самих городских властей так похожа на Мордор, что на эту тему и пошутить нельзя?

— Во-первых, на эту тему есть замечательная старая шутка:

В кабинете у Сталина идет жесткая дискуссия. Жуков выходит из кабинета и в сердцах бросает: «Черт усатый!». Берия тут же возвращается и докладывает, что произошло.

— Вызовите ко мне товарища Жукова, – ответил Сталин.

— Товарищ Жуков, вы говорили слова «черт усатый»?

— Так точно.

— А про кого вы говорили?

— Про Гитлера, конечно.

— А вы, товарищ Берия, кого имели ввиду?

Также и здесь: кто себя с Мордором отождествляет, это такой интересный феномен самоузнаваемости.

Во-вторых, главный вопрос не в том, что РПЦ обиделась, а почему такой странный человек находится на этом месте. Почему именно Чаплин до сих пор является Главным пиарщиком церкви. Даже люди в ближайшем окружении патриарха, слыша такой вопрос, лишь разводят руками: «Не понимаем».

Ну а лично я считаю, что, никто ничего устанавливать и не собирался, а потому никто ничего не запрещал. Московская мэрия не могла запрещать, потому что к ней никто не обращался за разрешением. А если за разрешением не обращались, значит, акция состояла не в установке «Ока Саурона», а в простой рекламе, причем не фильма, а самих организаторов, рассказавших о своей дважды фантастической акции. И именно это получилось у них гениально. Не потратив ни копейки, они получили сумасшедшую рекламу. Полагаю, что у них даже нет оборудования, с помощью которого можно было бы создать обсуждаемую картинку. Но они получили совершенно потрясающий медийный эффект и замечательно сами себя попиарили.

А если бы их замысел воплотился в жизнь, то я бы выступил, скорее всего, против. Во-первых, существуют символы, никому не принадлежащие. И у каждого человека есть право их по-своему истолковывать. Скажем, звезда, дракон, молния и т.д. А есть очень авторские символы. Вот «Око Саурона» очень авторский артефакт. Собственно говоря, только один человек имел право всерьез объяснять, что это такое. Это Толкиен.

И вот я пробую посмотреть на эту акцию его глазами. И прежде всего, вижу, что к Хоббиту «Око Саурона» не имеет ни малейшего отношения. Ни Саурона, ни его ока в этой сказке просто нет.

Далее, в том мире, который придумал Толкиен, у «Ока Саурона» определенная функция. И это действительно символ зла, демонического, надчеловеческого зла, истоки которого описаны еще в «Сильмариллионе». Я не думаю, что Толкиен хотел бы, чтобы его детская сказка про Хоббита так бы искривилась. Тем более, я убежден, он, как христианин, не хотел бы, что этот пусть и литературный образ зла, возвышался над любым городом «эпохи людей», в том числе и над Москвой.

В конце концов, в русской литературе есть масса негативных персонажей. Но отчего то над нами не возносят памятники Свидригайлову или Иудушке Головлеву… Каким бы ни был символ зла, он не должен возвышаться над огромным и сложным городом, в котором, конечно, есть свои Иудушки. Но есть и Алешки Карамазовы.

И, наконец, о политике. Современный мир вошел в клинч информационной войны. Идет возгонка не только российско-украинских, но и прочих взаимных обвинений и взаимной демонизации. Виктор Аксючиц сказал о своей диссидентской борьбе: «Мы целили в коммунизм, а попали в Россию». И независимо от отношения к нынешнему президенту и его политике, я боюсь, что от конфронтации пострадают обычные люди. Санкции действуют на всех, независимо от того за кого ты голосовал. И я не хочу, чтобы о моей стране ходили слухи как об империи зла. И чтобы ее еще называли бы Мордором.