Опасные санкционные продукты нельзя поставлять в детские дома

Павел Сычев: «Санкционные продукты ввозятся к нам в страну нелегально. И говорить о соблюдении необходимых условий транспортировки и хранения тут не приходится. Это вам не нарядная фура, возникающая в сознании обывателя – заполненная ровными рядами красивых овощей-фруктов или коробочек-бутылочек. За эти продукты никто не несет ответственности, на них нет никаких документов, в т.ч. сертификатов качества. Это нарушение упаковки, антисанитария и опасность для здоровья вследствие употребления».

Введенные Россией ответные экономические санкции поставили «вне закона» тысячи тонн продуктов питания, ввезенные на территорию нашей страны до введения продуктового эмбарго, а также контрабандно. Спастись от уничтожения могут лишь продукты, ввозимые гражданами из-за рубежа для личного употребления, а также продукты, следующие через нашу страну «транзитом». Все прочее будет беспощадно истреблено – контроль за этим правительство возложило на Роспотребнадзор, Россельхознадзор и ФТС.

Формы утилизации запрещенных к ввозу и реализации продуктов правительство РФ решило никак не регламентировать – процесс должен лишь проводиться с соблюдением всех экологических норм, чтобы не нанести ущерб окружающей среде, и при надлежащем оформлении сопутствующей документации. Уничтожение продукции санкционировано специальным Указом президента Владимира Путина с 6 августа.

Вот уже почти год – с августа 2015 года — к реализации на территории России запрещены большинство мясной, молочной и рыбной продукции, овощей и фруктов, произведенных в странах Европы, а также в Норвегии, США, Канаде и Австралии. Разрешены только ввоз безлактозной молочной продукции, предназначенной для лечебного питания (для иных целей даже безлактозное молоко ввозить в нашу страну нельзя), а также молодь некоторых видов рыб (форели) и моллюсков (устриц и мидий). Запрет на импорт продуктов питания продлится как минимум еще год – до 5 августа 2016 года.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал член Общественной палаты Российской Федерации Павел Сычев.


— Как на Ваш взгляд, уничтожение санкционных продуктов — это адекватная мера, для страны, которая только-только начала забывать слово «дефицит»? Не лучше ли эти продукты изымать у коммерсантов-контрабандистов и направлять на социальные нужды — в детские дома, например?

— Конечно, на первый взгляд уничтожение продуктов выглядит ужасно, даже кощунственно, особенно для россиян, огромная часть которых еще помнят годы недоедания и попросту голода. Я имею в виду ветеранов, блокадного Ленинграда. Но тем не менее нам всем следует понимать – это мера вынужденная и необходимая.

Посудите сами – продукты из санкционного списка ввозятся к нам в страну контрабандно, т.е. нелегально. И говорить о соблюдении необходимых условий транспортировки и хранения тут не приходится. Это вам не нарядная фура, возникающая в сознании обывателя – заполненная ровными рядами красивых овощей-фруктов или коробочек-бутылочек. За эти продукты никто, даже те, кто, вопреки закону, пытаются его реализовать, не несет никакой ответственности; на них нет никаких документов, в т.ч. сертификатов качества. Это нарушение упаковки, антисанитария и опасность для здоровья вследствие употребления.

Поэтому тем более нельзя предлагать эти продукты для нужд ветеранов, пенсионеров, в детские дома, нельзя отправлять их в качестве гуманитарной помощи в ДНР и ЛНР. Все это абсолютно недопустимо.

И в то же время эти вынужденные меры смогут сыграть и положительную роль. Ограничения на ввоз продуктов питания в страну создают благоприятные условия для развития отечественного импортозамещающего производства. Наши предприниматели вынуждены будут вкладываться не в закупку и перепродажу, а в производство аналогичной продукции на территории нашей страны. Так что и с этой точки зрения данная мера является хоть и вынужденной, но необходимой. Она дает мощный толчок для развития как производителей продуктов, так и для ритейлеров. Первые будут применять все более прогрессивные методы хозяйствования, а вторые – обеспечивать им более широкие каналы распределения. И в результате со временем мы сможет полностью отказаться от импорта продуктов питания, поскольку будем обеспечивать себя сами. Ну а уж без каких-нибудь экзотических продуктов – хамона или сыра с плесенью – мы, я думаю, вполне сможем обойтись.