Торговые сети vs производитель: кто кого надкусит, или съест?

Госдума планирует внести на рассмотрение закон о запрете торговыми сетями возвращать непроданные и скоропортящиеся продукты питания производителю. С одной стороны, этой меры давно ждали многие отечественные мясо- и молококомбинаты, поставщики овощей и фруктов. С другой, есть вероятность торговцы еще настойчивее станут подсовывать покупателям просроченную и несвежую продукцию, манипулируя с переклейкой дат на ценниках.

По мнению экспертов, если закон примут, это приведет к увеличению цены на товары. Сети будут брать заведомо меньшие объемы, снизятся оборотные показатели и как следствие, цены поползут вверх. Производители хотя бы могли, в дальнейшем, переработать просроченный продукт. Например, хлеб пустить на сухари, а кефир на творог. Торговля, конечно, ничего этого делать не будет, а потому все издержки и потери все равно переложит на конечных потребителей.

Безусловно, большинство граждан стоит на стороне производителя. Именно он создает непосредственно продукт, инвестирует в современное оборудование и рабочие коллективы. И зачастую вынужден продавать товар на грани рентабельности.

Торговые сети, в свою очередь, выкручивают заводам и комбинатам “руки”. Сначала заказывают товар с запасом, заведомо зная, что не сумеют продать весь объем. А потом возвращают – типа, не пригодилось. Крутись, как хочешь. Плати зарплаты, содержи и модернизируй производство, плати налоги, закупай сырье, оплачивай энергоносители. Сети, властители полок, вернут просроченный продукт, а ты его перерабатывай (не бесплатно) или утилизируй (что опять стоит денег). Поэтому принятие закона о “невозврате товара” на деле как-то сбалансирует отношения «производитель — ритейлер».

Пока же дискриминационная политика крупных торговцев по отношения к малым и средним производителям вынуждает последних снижать издержки всеми возможными способами. Это ведет к закупке низкокачественного сырья, нарушению техпроцессов, выплатам издевательски низких зарплат работникам. При этом международных корпораций (Кока-Кола, пивные бренды и т.д.) наши сети побаиваются и стараются договориться взаимовыгодно.