Вячеслав Мальцев: «Мировым спецслужбам не под силу установить тотальный контроль за Интернетом»

Терроризм, безусловно, является на сегодня одной из самых страшных угроз человечеству. Спецслужбы всего мира ищут эффективные методы борьбы с ней. Не осталась в стороне и российская служба – по мнению директора ФСБ Александра Бортникова, корень зла кроется в бесконтрольности и анонимности Сети, и этот корень необходимо как можно скорее выкорчевать. В противном случае террористы, «скооперировавшись» с хакерами, способны нанести удар по основным системам национального жизнеобеспечения – ТЭК, связь и прочие «объекты критической инфраструктуры».

Способ, каким это следует делать, озвучен службой давно – регулирование и контроль. В первую очередь, считает Бортников, необходимо «поставить на поток» мониторинг популярных мессенджеров, таких, как Telegram, WhatsApp и Viber, которые террористы используют для координации своих действий. Российские пользователи этих сервисов уже почти находятся «под колпаком у Мюллера» в результате вступления в действие поправок к т.н. «пакету Яровой».

Так, по новому закону все владельцы мессенджеров обязаны предоставить ФСБ шифровальные ключи для чтения переписки пользователей, и президент Владимир Путин уже распорядился разработать порядок передачи этих ключей, отведя на решение задачи две недели. Специалисты ФСБ в указанный срок уложились, и в понедельник уже отчитались на своем сайте, что задача выполнена, способ собирать ключи найден, соответствующий приказ уже направлен в Минюст для регистрации. О технических нюансах выполнения приказа президента в службе, в соответствии со своими традициями, предпочли не распространяться.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал известный политолог и оппозиционер Вячеслав Мальцев.


— Если планы господина Бортникова будут реализованы, Интернет тут же перестанет быть «территорией свободы»? Понятно, у нас сейчас не 1937 год… Но не всякий осмелится рассказать под своими Ф.И.О., как, например, «КаМАЗами ворует» его начальник. Да и мало ли еще ситуаций, когда человек по объективным причинам вынужден прятаться за псевдонимом?

— На мой взгляд, совершенно очевидно, что инициатива г-на Бортникова — ни что иное, как предсмертный крик нашей государственной системы.
Интернет по умолчанию – территория свободы, в отличие от нашего государства, которое пока – я надеюсь, что именно пока – остается территорией несвободы. Все-таки технического прогресса никто не отменял, хотя бы потому, что отменить его невозможно. В самое короткое время wi-fi –технологии станут доступными в самых глухих уголках мира, даже во влажных тропических лесах Амазонии. Так что всем госструктурам всех государств, в т.ч. и в первую очередь – России – следует быть готовыми к этой реальности.

Я понимаю, что эта реальность пугает, особенно людей узколобых – пугает своей свободой, невозможностью установить над ней тотальный контроль и «хватать и не пущать» всякого встречного-поперечного. Но противостоять этой реальности невозможно даже объединенными усилиями спецслужб всех государств мира, что уж тут говорить о жалких потугах ведомства г-на Бортникова. Это все равно, что пытаться осуществить закат Солнца вручную.


— Т.е. технически это в принципе невозможно – «решить проблему анонимности глобального виртуального пространства»? «Закон Яровой» недавно приняли, а сотовые операторы, провайдеры и «Почта Россия» ужестонут , подсчитывая свои будущие убытки в миллиарды и миллиарды рублей.

— «Закон Яровой» ничего принципиально не меняет и изменить не может, за исключением разве что того, что в его «орбиту» ни за что ни про что попали Интернет-провайдеры. Именно на их плечи государство пытается переложить решение собственных проблем, хотя я лично сомневаюсь, что ему это удастся. Хотя бы потому, что в ведомстве г-на Бортникова никто не имеет ни малейшего понятия, как это осуществить чисто технически. Возможно, там уповают на каких-то полумифических «специалистов», которые придут и все сделают. Но мне все-таки кажется, что и этот «аутсорсинг» будет обречен на неудачу, если не прямо сейчас, то в ближайшее время.

К тому же, как всегда у нас в России, строгость нового закона будет компенсирована необязательностью его исполнения. Что-то я не наблюдаю, что поставщики Интернет-услуг «подорвались» исполнять распоряжения г-на Бортникова – закупать сервера для организации хранилищ данных, устанавливать дополнительное оборудование и программное обеспечение (последнее, кстати, еще предстоит разработать, что тоже, как можно догадаться, не бесплатно), прописывать организационные процедуры и т.п.