Неравный брак – возвращение к прошлому

В Третьяковке перед картиной Василия Пукирева «Неравный брак» всегда стоят люди. Он ее написал сразу по окончании художественного училища в 1862 году и получил премию и звание профессора.

http://laviniablog.com/wp-content/uploads/2014/07/Vasily_Pukirev_-_Neravnyi-brak.jpg

Картина, действительно, написана по всем правилам (отлично выписано кружево, отблеск свечи на платье), но высокую оценку получила не только за это, но и за актуальность темы. Тогда стали обращать внимание на бесправное положение женщины – вспомните пьесы А.Н. Островского. А в феврале 1861 года вышел указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.

Одни говорят, что сюжет подсказал художнику его друг, молодой купец, и это он изображен в виде шафера (это такой негодующий молодой человек сзади брачующихся, со скрещенными на груди руками). Его невесте было 24 года, но ее выдали за человека, старшее нее на 13 лет. Так как купец был ему родственником, то пришлось быть на свадьбе шафером.

По другой версии – это история самого художника. Его девушку выдали замуж за пожилого и богатого человека, а в виде шафера – он сам. Я склоняюсь к последней версии – уж очень много в картине истинного чувства. Тем более, что в 2002 году нашли портрет несостоявшейся невесты Пукирева.

Возможно, это та самая невеста через 44 года после написания картины.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2c/%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0_1907.jpg/180px-%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0_1907.jpg

Жила она в богадельне, так что брак с богатым стариком денег ей не принес.

Но когда мы смотрим на эту картину, мы не думаем о прототипах. Нам жалко эту дрожащую от грядущего ужаса девушку и тошно смотреть на противного старичка.

В советское время такое уже считалось невозможным.

Однако картина все равно осталась популярной. На нее часто делают пародии. А чего не посмеяться, если тема, казалось бы, ушла в далекое прошлое?

http://files.vkurazhe.ru/gallery/2013/11/08/0.40465500_1383879295.jpg

http://img0.joyreactor.cc/pics/comment/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8-Simpsons-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%B4-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-774270.jpeg

С чего это я вспомнил о «Неравном браке»? А потому, что последние 2 недели много говорят и пишут о случае в в Чечне, где 16-летнюю Луизу Гойлабиеву сосватал начальник Ножай-Юртовского РОВД Гучигов, которому по одной версии 57 лет, а по другой – 46.

Шум подняла «Новая Газета», получившая сведения от кого-то из родных невесты: якобы вся семья против этого брака, девочка в ужасе, а жених им угрожает, и они его боятся. Дело усугубляется тем, что жених женат, имеет взрослых сыновей и дочерей. Свадьба должна состояться 2 мая, так как 1 мая невесте исполнится 17 лет.

Журналистка «Новой» отправилась в село. Гучилов категорически отрицал, что планирует жениться на несовершеннолетней девушке. «У меня уже есть жена, я ее люблю, никакой Хеды я не знаю и никакой свадьбы 2 мая не планирую». При этом чеченский милиционер ссылается на запрет главы республики Рамзана Кадырова заключать подобные браки:»Я знаю про запрет Рамзана Кадырова. Как можно его нарушать? О какой второй жене вы говорите? Вот прямо со мной тут моя первая и единственная жена, которую я очень люблю, с которой прожил всю жизнь!». Все это журналистка записала на диктофон.

После появления статьи в «Новой газете» ситуацией заинтересовались на самом высоком уровне.

Депутат Госдумы Шамсаил Саралиев указал, что автор материала не владеет правдивой информацией. В частности в статье указан неправильный возраст Нажуда Гучигова, которому не 57, а 46 лет. Депутат также напомнил, что по российским законам органы местного самоуправления разрешают браки с 16 лет, а в Чечне обычно придерживаются ценза в 17 лет.

Глава Чечни Рамзан Кадыров сделал заявление по ТВ — он, дескать, лично убедился, что дед и отец девушки не против свадьбы.

Телеканал «Лайф Ньюс» тоже побывал в Чечне и заснял интервью с фигурантами этой истории. Из него можно узнать, что Нажуд Гучигов вместе с коллегами из РОВД охранял школу, в которой Луиза Гойлабиева сдавала выпускные экзамены. В прошлом году Луиза закончила школу, получила аттестат без троек. В дальнейшем хочет стать врачом. Она уверена, семья этому не помеха. Большинство ее одноклассниц уже сделали свой главный в жизни выбор.

Познакомившись, Луиза и Нажуд стали общаться по телефону, а спустя год жених посватался и назначил дату свадьбы. Согласно установленным правилам, в Чечне нельзя жениться на школьнице или девушке моложе 17 лет, поэтому дату назначили на следующий день после дня рождения Луизы — 1 мая.

http://www.novayagazeta.ru/storage/c/2015/05/11/1431370150_327698_32.png

http://www.yuga.ru/media/5b/01/ceygej3wgaaul6v__ay9oh5d.jpg

Теперь свадьба назначена на 16 мая.

В «Твиттере» Кадыров позже писал, что, мол, многие известные люди вступают в неравные браки (Виктор Ерофеев, Дмитрий Дибров, Андрей Кончаловский, Алла Пугачева и др.), и никто не удивляется.

Тоже верно. Но невесты Ерофеева, Диброва, Кончаловского все же не были вчерашними школьницами. Девушки ведь разные бывают: некоторые к 20 годам уже так нагуляются, что хотят остепениться. А почему же не полюбить, скажем, в 21 год, богатого да знаменитого, если есть перспектива, что он обеспечит тебя материально или поможет сделать карьеру? Много сегодня молодых, да ранних.

Знаю и случаи, когда в 17 лет искренне влюбляются в 30-летних мужчин, которые себя никак на общественном поприще не проявили, но это другое дело. Все же разница не в 30 лет, и тем более, не в 40 лет. Думаю, этим девушкам, действительно, не хватало в детстве общения с отцом.

Про то, что девушка станет второй женой, ничего не говорится. Мы не знаем: возможно, с первой женой полицейский живет гражданским браком, и паспорт его чист; возможно, в связи со скандалом, он спешно развелся.

Для мусульман браком считается брак, заключенный по Шариату, а не тот, что зарегистрирован в ЗАГСе. Но все время от времени с Северного Кавказа доносятся предложения официально ввести многоженство (Руслан Аушев, Рамзан Кадыров, в Адыгее — депутат генерал Дорофеев). С 2000 года эту же идею озвучивает Жириновский.

В интересное положение в связи с чеченской историей попали «охранители». Их логика такая: раз Кадыров разрешил этот брак, то брак нужно одобрить, потому что без Кадырова в Чечне опять начнутся волнения и придется опять там воевать, а России это невыгодно.

Причем, сегодня среди «охранителей» немало людей с левой и просоветской идеологией, что мне кажется странным.

Вот, например, пишет блогер Гранд: «Желание стать второй (третьей, четвертой) женой для мусульманки — естественная потребность. Они любят своих мужчин, считают заботливыми отцами и главами семей, воспитывают всех детей вне зависимости от того, кто их выносил, иногда немножко ревнуют друг к другу, но практически всегда сохраняют между собой хорошие, теплые отношения.

Я об этом знаю, потому что интересовался вопросом. Для меня как для человека по-настоящему свободного нормальным является именно такое доброжелательное любопытство, без попытки осудить чужие традиции, быт или мировоззрение. И мне всегда было интересно мнение не мусульманских мужчин, а именно женщин. Я искал и находил ответы на свои вопросы.

И понял, что наши северокавказские республики живут по российским законам, но с исламским акцентом. Штамп в паспорте получает только первая жена, остальные удовлетворяются гражданским браком, и их это вполне устраивает. В свое время я принял это к сведению, приятно удивившись, как легко в моей стране уживаются люди с таким разным укладом».

Такой же точки зрения придерживается и Максим Шевченко, хотя он, вроде бы, и критикует режим. Но он стоит за свободу национального самовыражения народов Кавказа. По его мнению, кавказские девушки, они не такие, как московские: выходя замуж они в первую очередь думают о благосостоянии своей семьи – о родителях, братьях, сестрах.

Ой, какая благодать и разлюли-малина! Прямо какая-то генетическая аномалия: подавай им в 16 лет 57-летних мужиков, и все тут! О любви не думают, а исключительно о счастье братьев-сестер.

Да нет таких девушек и не было никогда. Вот я начал пост с картины «Неравный брак» – для кого ее писали?

Рады ли сегодняшние мусульманские женщины своей судьбе?

В 2010 году в афганской провинции Герат было зафиксировано 78 случаев самосожжения женщин, из них 38 привели к гибели самоубийц. Не все женщины погибают, некоторые и выживают.

http://server2.bezfishki.net/2010/112010/12/D/Dop/09/Samosozhzhenie_zhenschin_v_afganskom_gorode_Gerat_3.jpg

http://server2.bezfishki.net/2010/112010/12/D/Dop/09/Samosozhzhenie_zhenschin_v_afganskom_gorode_Gerat_8.jpg

В Перестройку очень частыми стали самосожжения женщин в Туркмении и Таджикистане. В 1988 г. в Таджикистане было зафиксировано свыше 110 самосожжений. Средний возраст тех, кто сжигал себя, был молодым, огонь пробрался и в школьную среду.

Каковы, по вашему мнению, причины самосожжений?» — такой вопрос был задан 220 жителям Джиликульского района Таджикистана (возраст — от 16 до 35 лет). 27 процентов опрошенных ответили: выдача замуж против воли; 23 – запрет продолжать учебу; 21 — не разрешают выйти замуж за любимого человека; 19 — конфликты родителей и сына из-за невестки; 15 — оскорбительные слухи; 14 — запрет работать; 9,5 процента — конфликты невестки со свекровью и свекром.

Среди других причин назывались: утрата девичьей чести; пренебрежительное отношение учителей (1,8 процента). 8,6 процента считают самосожжения исключительно результатом слабоволия и легкомыслия тех, кто совершил этот крайний шаг.

Например, в 1989 г. в Кизыл-Арватском районе города Красноводска женщина сожгла себя потому, что каждое воскресенье муж бил ее, всегда в один и тот же час. Бил без причин, просто так, для «науки», чтобы знала свое место. За шесть лет супружеской жизни она к этому привыкла, ей и в голову не приходило куда-то жаловаться. Своей покорностью она как бы признавала правоту мужа. Но, видно, пришел предел терпению. Она принесла в милицию заявление, чтобы в случае ее смерти, сына не оставляли с отцом, но никто ее не спросил, в чем дело.

1989 год – это уже когда центральная власть рукой махнула на проблемы республик. Пусть, мол, живут по своим законам, как хотят. Те и зажили – быстренько забыли, как вместе с нами плакали над «Первым учителем», а завели по нескольку жен.

И сейчас все тоже самое. В прошлый раз такое отношение не помогло сохранению СССР, поможет ли сегодня?

P.S. Появилось видео со свадьбы. По-моему, невесту накачали какими-то успокоительными. Возможно, это вызвано значимостью свадьбы в глазах общественности. Но выглядит она как-то странно.

Источник:uborshizzza