Зерновые проблемы: неурожай — плохо, урожай… тоже нехорошо

132 млн тонн – таков валовый сбор урожая зерновых в России в этом году. Результат действительно впечатляющий и превзошел все рекорды последних 25-ти лет. Однако есть масса проблем как с экспортом зерна, так и с его хранением внутри страны.

Существует определенный лимит поставок зерна на внешние рынки. Предполагается, что на экспорт в этом сезоне отправится 45 млн тонн, но сбалансировать внутренний рынок даже при таком высоком экспорте все равно не удастся. Огромный урожай привел к падение цен на зерно в полтора раза, что больно бьет по карманам фермеров.

Рентабельность крестьянских хозяйств резко снизилась. Сохранить приемлемые цены на зерно может способствовать обнуление тарифа на перевозки, однако проблемы это не решит даже при том, что мировая цена на пшеницу чуть подросла – со 193 до 197 долларов за тонну. Дело в том, что РФ в отличие от СССР существенно сократила сбор пшеницы 1 и 2 класса, в результате чего большая часть пшеницы выращивается худшего качества – 3 и 4 классов.

Хотя в целом география российского экспорта расширяется — в нее входит порядка 130 стран мира. А по сезону диапазон колеблется в пределах 100-120 государств. Самый крупный потребитель нашей пшеницы – Египет, на втором месте Турция, на третьем Бангладеш. Российский ячмень больше всего предпочитает Саудовская Аравия. Тем не менее, многие рынки для нас закрыты, т.к. мы не имеем возможности поставлять зерно с длительной рассрочкой оплаты. Та же Куба требует отсрочки почти на целый год. Но российские поставщики не имеют финансовой возможности пойти на такие условия. Главными конкурентами РФ на внешних рынках зерна являются страны Европы, США, Канада, Аргентина, Австралия.

Когда-то Россия активно поставляла зерно в Индию, но сегодня она стала не только самодостаточным регионом, но и сама вышла на экспортные рынки. Или аналогичный пример с Ираном, который ввел пошлины на импорт пшеницы вследствие собственных достаточных объемов урожая.

Россия могла бы наращивать посевные площади, и в целом “вал” зерна, но задача упирается в нехватку мощностей по его хранению. Многие элеваторы разрушены, а в оставшихся их владельцы заряжают непосильные для фермеров расценки на хранение. Хранить же зерно у себя на подворьях фермеры не могут в больших объемах – пшеница быстро портится и становится некондиционной.

Кстати, кроме зерновых культур рекорд также поставила гречиха – ее урожай прогнозируется на уровне 1 млн 600 тыс. тонн. Это огромный объем с учетом того, что внутри РФ гречку за год потребляют не более 500 тыс. тонн. Не понятно, куда девать оставшиеся 1,1 млн тонн за отсутствием рынков сбыта. Культуры потребления этой крупы в мире немного, и она ограничена во внешних поставках. Разумеется, рекордный урожай гречихи привел к обвалу цен в оптовом звене, но ждать аналогичной ситуации в рознице не приходится. В нынешней России никогда ничего не дешевеет даже при огромных урожаях.