День задавленного учителя

По-моему, лучшая статья года в «Новой газете» — про учителей. Душевно, печально, тонко, с большим знанием дела. Состояние в школах знаю не понаслышке — всё так. Цитата: «…средняя учительская нагрузка — 24 часа в неделю, у многих больше 30 уроков в неделю, то есть у них 10–11-часовой рабочий день (с учетом проверки тетрадок, подготовки, заполнения журналов и прочего).

Но во многих городах даже такая нагрузка не всегда позволяет выжить, и это означает, что в выходные учителя вынуждены давать частные уроки. Человек из года в год мобилизован на все сто, работа пожирает все его время, начальство наседает, часто не все в порядке в семье. Это и есть усредненный учительский портрет: пожилая, измотанная, часто неудовлетворенная своей работой женщина.

Поэтому любые нововведения в образовании упираются в то, что у конкретных людей, которые их должны реализовывать, нет на это ресурса — ни психологического, ни образовательного, ни, я бы сказал, физиологического. Когда ты смотришь, как собираются учителя на лекцию, как многие тяжело поднимаются по лестнице, как никто не улыбается, то хочется всех отправить в санаторий».

Еще цитата: «Когда мы говорим об образовательной реформе, то мы представляем себе систему образования как сложно устроенный механизм, из которого можно удалить какие-то части, другие заменить на новые, какие-то блоки объединить и т.д. Но образование — это, скорее, сад. В нем можно сажать что-то новое, можно что-то прививать к старому корню, в нем нужно терпеливо поддерживать все живое, долго наблюдать и ждать результатов. Опустошить сад легко, вырастить новый на месте пустыря крайне трудно, некоторые потери не удастся восполнить никогда.

Образование — это не механическая система, а скорее, «экосистема» с тонкими и не полностью нам понятными связями всего со всем. Изменение одного элемента (например, количества учеников в школе) ведет за собой многочисленные перемены, которые мы не умеем заранее просчитать…

Идеи могут быть разные, и иногда они звучат очень симпатично — например, не надо в 10–11-м классе изучать все на свете, пусть школьник выбирает себе профиль и не учит, скажем, ненавистную ему химию. Вроде идея хорошая, но как только мы начнем применять ее в реальности, положение может стать катастрофическим: если в небольшом городе или в селе химия почти никому не нужна, то ее там в старших классах нигде и не будет; учитель химии или будет искать себе другую работу, или работать в пяти школах одновременно, а все школьники, живущие в этом регионе, никогда не смогут стать врачами, потому что вступительный экзамен по химии в медицинских вузах никуда не делся. А это значит, что и врачей там со временем не будет, потому что из крупного города никто в глубинку работать не поедет.

Сама по себе хорошая идея о выборе и профилировании может привести к слому системы, которая еще хоть как-то работает.

Другой пример: есть вполне разумная идея ввести три направления обучения математике. Она основывается на том, что половина школьников не усваивает практически ничего из программы 10–11-го класса, и по здравом размышлении, что бессмысленно учить человека логарифмам или интегралам, если он не понимает, что такое проценты и не умеет складывать десятичные дроби. Поэтому вместо того, чтобы в десятом классе его якобы учить логарифмам, надо еще раз пройти с ним базовую программу. Но есть страшная опасность, что теперь в большинстве школ только это и будут делать. Как этого избежать, я не знаю».

Все очень точно написано, веет безнадегой. Сразу становится понятно, что розовые мечтания наших диванных мечтателей, что, дескать, достаточно только полностью сменить кадровый состав МинОбра и отменить ЕГЭ, и у нас «запляшут лес и горы» — не имеют шансов сбыться. Сколько ни было на моей памяти министров образования — буквально каждый пользовался бешеной ненавистью всех, и про каждого думали, что «уж хуже этого м….ка быть не может!» Потом ставили нового, и оказывалось — может.

Что же делать? Как нам реорганизовать МинОБр? Да никак. МинОбр не надо реорганизовывать — его надо распустить. Управление образованием вообще надо поставить с головы на ноги — то есть передать все и деньги, и полномочия на уровень муниципалитетов и попечительских советов школ, состоящих из родителей. Система образования, как и почти все в нашей стране, нуждается не в новых ценных указаниях, а в децентрализации и повышении самостоятельности СНИЗУ — на уровне школ. Единственное, что должен гарантировать Центр — зарплату учителей. ВСЁ. Остальное должны решать те, кто возле школы живет и отдает туда своих детей.

Источник:sapojnik