Марш одиночек

Ну что, праздник, можно сказать, удался на славу. Я сходил-таки на «Марш мира» (или «Марш за мир»? Не знаю точного названия) – и вот мой главный вывод: по масштабу действа это было примерно то же самое, что прежде на обоих Болотных и на Сахарова (в 2011-12 гг.) То есть если кто с тех пор думает, что на Болотной было тысяч 20 народу – значит, и сегодня пусть будет уверен, что было не менее 20 тысяч; если же кто (как и я), твердо помнит, что на Болотную-Сахарова каждый раз приходило по 80-100 тысяч человек – пусть не сомневается, что и нынче было 80-100 тысяч.

Я же, можно сказать, завсегдатай всех демократических митингов и шествий; кто почитывает мой ЖЖ, тот может помнить мои отчеты с тех мероприятий. И вот, несмотря на все затаенные надежды адептов «путинской стабильности» — какое-то дежавю: все те же, все там же, в том же внушительном числе. Кто сказал, что «слили протест»?! Вот же, пожалуйста: протест тут во всей красе, снова-здорово!

Какие могут быть причины неожиданного размаха антивоенной акции – такого, словно и не было никакого «всенародного единения», восторженного «Крымнаш», 85% рейтинга «национального лидера» и очередных оглушительных побед «Единой России» на «выборах»? Думаю, основных причин несколько.

1. Во-первых, конечно, погода. Погоды в столице стоят не просто хорошие, а просто-таки волшебные. Лучшее, что вообще может дать человеку наша скупая северная природа: чистейшее (ни облачка) синее небо, ясно, солнечно, воздух по-осеннему свеж, прохладный легкий ветерок, на бульварах роскошная желтизна и все еще яркая зелень. В такую погоду, да еще в выходной, гулять по бульвару показано всем даже и помимо каких бы то ни было общественных и политических мероприятий, а если можно при этом еще и мир поддержать – так и вовсе вопросов нет…

2. И второе – безусловно, магическое название. Все-таки нами по прежнему ментально правит советский новояз, а для советского человека понятия «мир», «борьба за мир», «марш за мир», «мир во всем мире» — являются сакральными и впитываемыми буквально с каплями молочной смеси в детских яслях. Идеологию «Марша» изначально было практически невозможно «заузить» под конкретные нужды конкретных политиков или конкретных политических движений – собственно, для нас, постсоветских, она вообще является всеобъемлющей.

В самом деле – ну кто вообще мог бы выйти против «Марша за мир»? У нас что – есть люди, которые за войну? Как выяснилось, среди нас таких просто нет. Взять, к примеру, меня: я, как известно, поддерживаю Донбасс, смотрю сквозь пальцы на поставки российского оружия ополченцам (потому что слабость провоцирует нападение) – но при этом я, конечно, обеими руками за мир и за вывод украинской армии из Донбасса, а также против открытого вмешательства российской армии в украинские дела. Так что я «промаршировал» с сознанием хорошо выполненного долга.

Теперь о деталях. К Тверской (Марш начинался, судя по объявлениям, найденным мной в интернете) в 16 ч со сквера возле Памятника Пушкину на Тверской – то есть от сакрального места свиданий московских хиппи, «Твербуля у Пампуша». Пришел я туда, правда, уже к 5 – задержался по дороге в паре книжных, а потом еще забежал перекусить.

И, честно говоря, я был морально готов встретить там горстку отчаянных активистов, коих меньше, чем согнанной вокруг милиции – то есть нечто подобное тому, что я видел на антивоенных манифестациях в начале весны, «времен покоренья Крыма». Ан нет!

Выйдя из метро, вижу, что народ у Пампуша КЛУБИТСЯ. И чем дальше, тем больше. Народная тропа к памятнику не зарастает – более того, она обтекает великого поэта и дальше превращается просто-таки в народное шоссе! Народ затекал за «Россию» (нынешний ККЦ «Пушкинский») и там его становилось просто нереально много!

Проезжая часть вдоль Тверского бульвара перекрыта для движения транспорта, народ шел по ней в 10-12 рядов буквально в затылок друг другу – как в метро в час пик. Плотность толпы поражала, двигалась она медленно. Я сбегал вдоль внешней стороны ограждения – почему затор? Оказалось, что там менты организовали «пункты пропуска» желающих пойти на Марш: установили где-то 10 «рамок», при проходе всех довольно тщательно проверяют, велят открывать сумки. В общем, все по-взрослому.

Я прикинул, что в этом «метро» мне придется пробираться с толпой к заветной «рамке» минут 40, не меньше. Решил пойти в обход – перекрыто! Пришлось обходить по широкой дуге, сумел снова выйти к маршруту Марша только на уровне памятника Высоцкому (на пересечении с Большой Каретной) – думал, там просочусь. Не тут-то было! Выстроена сплошная стена металлических заграждений, «сбоку» на Марш не попасть никак. Вдоль ограждения с моей, внешней стороны ходят такие же, как я, страдальцы: видит око, да зуб неймет! Марш Мира течет мимо непрерывным потоком, люди шагают быстрым шагом, этак целеустремленно – а ты стой, смотри на них. Дальше вдоль ограждения тоже нельзя – перекрыто все той же милицией.

Невольно возникает в голове вопрос – ну неужели нельзя было догадаться и сделать дополнительные проходы на Марш с боковых улиц? Неужели у милиции (полиции) «рамок» не хватило, чтобы это организовать?! Правда, тут же в голову приходит и ответ: рамки, конечно, сделать – не проблема, но в таком случае, если открыть дополнительный доступ, на Марш попадет еще больше народу.

И я решил: делать нечего – как ни претит такая мысль, а надо вернуться и «отстоять» все-таки очередь к «бутылочному горлышку», через которое, в самом начале маршрута, милиция просеивала желающих поддержать дело Мира…

Вернулся. От Пампуша к памятнику Высоцкому и обратно, несолоно хлебавши, я ходил, наверно, минут 40 – однако за это время толпа желающих попасть на Марш совсем не рассосалась. Я постарался вбуриться в нее поближе к «рамкам» — и это удалось! В общем, минут 15 – и я уже на границе, отделяющей жизнь праздношатающегося московского гуляки и «зону гражданского протеста». Придирчивый мент не только велел мне открыть мою наплечную сумку, но и даже вынуть оттуда газеты. Уж не знаю, что он там рассчитывал обнаружить. Не найдя, с неохотой разрешил войти.

И вот я – за вольером!

Мероприятие, на которое я попал, было все ж довольно странное по форме. Больше всего оно, видимо, напоминало приснопамятные «гуляния по бульварам» двухлетней давности, когда московский «протест» развлекался тем, что дразнил власть, устраивая «гуляния вместе с писателями». Тогда там, помнится, было тоже две колонны, два рукава «прогулки», в одной «гуляли» вместе с Д.Быковым, в другом с Б.Акуниным… Или наоборот.

Здесь было так же, только название не расслабленная «Прогулка», а боевое «Марш». Никакого митинга в конце Марша не было предусмотрено, из-за чего, на мой вкус, у действа все ж имелся ощутимый привкус абсурдизма: люди, по факту, просто проходили вдоль выставленных ментов по Бульварному кольцу, у «Лукойла» сворачивали на Сахарова, в конце Сахарова в подземный переход, дальше по Садовому, в метро и домой. Пеший моцион, любой врач бы одобрил, в том числе за рельеф: перед Трубной хороший такой, крутой подъем (там один из холмов, на которых стоит Москва) – что может быть лучше для сердца!

Над толпой то здесь, то там – флаги Украины, «жовто-блакитного» вообще довольно много. Видел там чудесную парочку – ну просто готовое фото для обложки какого-нибудь журнала «Ньюсвик»: она шла, плотно завернувшись в сине-желтый флаг Украины, а он держал ее за руку и шел рядом, завернувшись в российский триколор на манер пончо. Будь я помоложе – непременно бы прослезился от умиления. А так меня слегка покоробило подозрение, что ребята выступали слишком уж картинно – похоже, именно для попадания на обложку «Пари Матч» они все это и затеяли.

Плакатов было мало – меньше, чем обычно. Но, что радует – все они были самодельные. «Россия, выведи войска с Украины», что-то типа «Россия, прекрати терзать и насиловать Украину!» Их держали трогательные старушки с упрямо поджатыми губами.

Периодически в толпе начинали скандировать «Нет войне!» и, как ни странно, боевой клич Майдана – «Слава Украине! – Героям слава!» Именно так, как «положено» — один выкрикивает «Слава Украине», в ответ хор молодых голосов – «Героям слава!» Пока шел, слышал, как в разных местах пытались запеть гимн Украины (я его запомнил еще по Крыму) – но, похоже, ни разу дальше одного куплета не продвинулись.

Было немало (но все-таки меньше, чем я привык) антипутинских плакатов, а вот антипутинских речевок лично я не слышал. Хотя, как мне сказали, они были, в самом начале, когда самые первые вдохновители и организаторы Марша. Совсем не было «Путин – Х…ло!» — видимо, это все-таки чисто украинская прерогатива.

С флагами и лозунгами была какая-то каша. Особенно меня поразило сочетание, которое я мог наблюдать на другой стороне бульвара: там несли одновременно, в трогательном согласии, флаг Украины, синий флаг НАТО и черно-желто-белый флаг российских монархистов. Чуть-чуть поодаль от этой группы, но тоже рядом плелся и наш российский триколор.

А еще чуть впереди люди с десяток манифестантов тащили все вместе большой призыв прекратить войну в Украине и старательно пели акапелла «Осень, в небе жгут корабли» с весьма актуальными строчками «Осень, что же будет завтра с нами, что же будет с Родиной и с нами».

Что касается общей атмосферы, то мне она в этот раз не очень понравилась. Несмотря на дивную погоду, располагающую к расслабленности и открытости, в воздухе витала некая напряженность, деловитость и подозрительность. Люди со столь серьезным выражением «проходили маршрут», словно в этом действии самом по себе был некий личный смысл. А я-то всегда считал, что любой митинг – это (по самому значению слова «митинг») и есть «встреча», то есть способ найти единомышленников и обменяться с ними мнениями о происходящем! Но нет: в этот раз на лицах у большинства буквально-таки читалось, стоило с ними заговорить: «Ну, я-то пришел сюда ради Дела Мира, а вот что делаете вы, милчеловек – это еще большой Вопрос!»

В целом, Протест жив, и он остается тем же, каким был – Бунтом Одиночек. Две фразы вертятся в голове: «они ничего не забыли и ничему не научились», «улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать».

Так и не поговорив, люди промаршировали и разошлись по домам.