Цены на бензин продолжат расти

На фоне повышения НДС с 2019 года и пенсионной реформы мало кто обратил внимание на налоговый маневр в нефтяной отрасли.

Экспортную пошлину планируется обнулить с 30% в течение шести лет, при этом повысится НДПИ (при этом размер НДПИ после 2021 г. все еще неизвестен, спорят и не могут определиться). За счет этого маневра снизится нагрузка при экспорте не только сырой нефти, но и нефтепродуктов, то есть нефтяным компаниям должно быть выгодно перерабатывать нефть внутри страны. Но это только так кажется.

Но дальше все совсем интересно: акцизы на бензин продолжают расти (с нынешних 8,2 тыс. рублей за тонну до 13,26 тыс. руб. в 2021 г.), как и акцизы на дизельное топливо (с 5,67 тыс. руб. за тонну до 9,19 тыс. руб.). И чтобы все это компенсировать вводится своеобразный обратный акциз на нефть, получить смогут только те НПЗ, кто соответствует ряду критериев, в том числе производящих из нефти 10% бензина 5-го класса и продающих его на внутреннем рынке в объеме не менее 5 тыс. тонн. Ну или необходимо заключить соглашение с государством о готовности инвестиций в модернизацию переработки в размере не менее 60 млрд рублей. При этом еще и лицензию специальную надо получить. И смешно даже то, что этот подход действительно позволит компенсировать компаниям рост экспортных цен на нефтепродукты, но где-то только до 60% роста.

Уже ясно, что часть небольших НПЗ точно уйдет сразу, потому что никогда не сможет выполнить эти условия, а это означает потерю 5-7% переработки. Другая часть НПЗ, которые не производят товарный бензин вообще, не получат никаких льгот, а значит вырастут цены на другие продукты нефтепереработки значительно (ранее назывались цифры в 50% и более).

Пока все идет к тому, что продавать сырую нефть за рубеж без переработки – самый выгодный вариант, потому что не требует ничего, в отличие от работы НПЗ, где теперь слишком много условий для того, чтобы просто не быть в убытке.

Кроме того, как вообще будет работать этот компенсационный механизм – покажет только практика. Но уже ясно, что без роста стоимости бензина никак не обойтись. Просто постепенно цены будут расти, возможно, что даже без резких скачков, но к 65-70 руб. за литр через 6 лет подойдем спокойно и без бунтов.

Примечательно, что правительство оставило себе лазейку на экстренный случай, предусмотрев возможность введения повышенной ставки пошлины на топливо в случае, если в течение месяца мировые цены на нефть выросли на 15%. Размер этой ставки, грубо говоря, равен 90% от ставки пошлины на нефть в 2018 г. Ну то есть рост на 12-14% — это нормально, никакой угрозы нет? Как показала практика, если проблемы буду созревать в течение длительного времени, их все равно будут игнорировать ровно до тех пор, пока «закрывать дыры в плотине руками» будет бесполезно. ФАС явно будет говорить, что все в порядке, цены под контролем, а всякие бунтовщики просто мутят воду.


Читайте также:У iPhone появится высококачественная съемная камера

Очевидцы засняли Ольгу Бузову на месте ДТП на МКАДе