Юрий Горский: «Россияне оплатят операторам связи собственную прослушку»

Прописанные в утвержденных президентом Владимиром Путиным антитеррористических законах (т.н. «пакет Яровой») постановления потребуют сотни миллиардов и даже триллионов рублей на их реализацию. Только «Почта России» оценила затраты в 600 млрд рублей

В них входят закупка дорогостоящего оборудования и оплата труда персонала. Дополнительное обслуживание почтовых отправлений потребует реорганизацию всех 42 тыс. почтовых отделений.

Что касается сотовых операторов, которым с 2018 года будет предписано полгода хранить всю информацию о переговорах и сообщениях абонентов, то их потери исчисляются триллионами рублей. В связи с этим они предупредили о возможном повышении тарифов, за что заплатят дорогие россияне.

Инициатор этого законопроекта, председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая выразила необоснованность подобных суждений. По ее словам, нет никаких поводов для удорожания услуг связи, поскольку правительство РФ не устанавливало объемы хранения информации.

— Видимо, кто-то хочет поднять мобильные тарифы, используя как предлог данную меру. Нет ничего, чтобы вело к их удорожанию. Так же, как отсутствуют нормы по объемам и срокам хранения данных, — сказала она.

Напомним, что антитеррористический пакет был принят Госдумой по инициативе Яровой и сенатором Виктором Озеровым. 7 июля президент подписал его. Правда, он поручил правительству следить за возможными негативными проявлениями и корректировать их в случае возникновения.

С 1 июля 2018 года все операторы связи и интернет-провайдеры будут обязана хранить до шести месяцев сообщения и переписку пользователей, а также передавать ФСБ сетевой траффик.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал один из известнейших столичных политических обозревателей, главный редактор сайта «Артполитинфо» Юрий Горский.


— Несмотря на то, что многие в России выступали против «закона Яровой», президент документ подписал, а до того большинством голосов его приняли нижняя и верхняя палаты парламента. В чем причина маниакального упорства власти в данном случае? Разве спецслужбы и раньше не могли прослушивать каждого, кто представлял для них интерес?

— В данном случае госпожа Яровая как та старуха Шапокляк с фразой: «Кто людям помогает, тот тратит время зря». Нынешний созыв Госдумы увенчался вот таким законом. Предыдущие тоже мало кому нравились, но этот как финальный аккорд.

Что все это значит для российского общества? Кто-то говорит, что мы возвращаемся к диктатуре образца 1937 года, другие считают, что под закручивание гаек будет больше порядка. Как вообще будет реализована правоприменительная сила этого закона? По сути, он подразумевает, что теперь правоохранительным органам можно следить и контролировать всех, как им вздумается. Кроме того, этот пакет крайне обременительный для сотовых компаний, которые должны потратить большое количество денег, чтобы исполнить предписание по хранению всех разговоров и предъявлять их по требованию силовых структур. Разумеется, эти компании увеличат тарифы. И получается некая такая круговая порука — за все заплатит обычный человек, которого же будут прослушивать и отслеживать. Мало того, что любой гражданин должен думать и вспоминать, что мог крамольного «ляпнуть», но еще и оплатить свои слова. Вот такая интересная вещь.

Телевизионные картинки на экранах и жизнь – они разнятся. В телевизоре одна жизнь, а на улицах совсем другая. И вот этот закон – это такой частокол, после которого люди якобы не будут показывать свои протесты, выражать истинные настроения. Но мне кажется, что будет наоборот. В народе этот закон никого не обрадовал и задел за живое самого обывателя – основу основ любого государства. Сначала преследовались все, кого подводили под экстремизм. Заводились уголовные дела, фабриковались и т.д. А теперь это коснется обывателя и здесь власть явно перестарались, потому что обыватель может проснуться.

Инициаторы думают, что закон сделает общество ручным и максимально управляемым. Но это выглядит для обывателя как последний заход на его территорию, и он может показать свое недовольство. Но важный момент – это правоприменение. Будут ли на его основании реальные дела или же пиар-кампания с постановками. Кои покажут по ТВ и представят, что подобное происходит по всей стране. Но когда дела начнутся, обывателя очень сильно разозлит. Все потуги власти оградить себя от социальных потрясений ведут к обратному – возможному допущению механизма, по которому эти потрясения произойдут.


— Сотовые операторы пугают увеличением тарифов втрое, и все из-за принятия этого закона. (К слову, Ирина Яровая, в свою очередь, заподозрила операторов в корысти: «Может быть, есть желание просто повысить тарифы, и хочется найти какое-то удобоваримое обоснование. Объективно никаких оснований к удорожанию нет»). Сегодня стало известно, что к ним присоединилась и «Почта России»… Т.е. ждать роста услуг не только мобильной связи, но и почтовиков?

— Конечно. Все эти моменты приведут к подорожанию услуг связи и коснутся каждого из нас. Закон пройдется по каждому обывателю.

А то, что говорит Яровая… Мне кажется, что ей просто нечего сказать. Я думаю, она не сама этот закон придумала, ей кто-то его подсунул. Мол, дорогая, надо отрабатывать долги, поэтому продвигай в массы. И ты для этого нам подходишь. Яровой нечего сказать. Видите ли, если человек что-то продумывает до конца, он всегда готов к полемике, может отстаивать свою позицию. А у Яровой нет никаких своих идей.