Отдайвагонзавод или почему дочке РЖД опасно раскрывать схему увода десятков полувагонов у дочки «Ростеха»

От ФГК требуют досрочно вернуть крупную партию вагонов и полувагонов. УВЗЛ сдала их в аренду в конце 2015 года. С тех пор доходность от оперирования подвижным составом выросла вдвое.

При этом у железнодорожников нашлись серьезные нарушения: они получили несколько предписаний ФАС, в договоре обнаружился конфликт интересов. Данные обстоятельства не мешают им пугать владельца вагонов штрафом в 5 млрд рублей за досрочное расторжение контракта.

В ФГК считают условия аренды приемлемыми, и указывают на то, что низкая фиксированная ставка страхует УВЗЛ от изменения рыночной конъюнктуры. Однако «УВЗ-Логистика» и «Ростех» придерживаются иной точки зрения. Бодрые отчеты ФГК о росте доходов от оперирования вагонами могут указывать на серьезную проблему для экономики страны. За прошедшие пару лет дочка РЖД стала монополистом на рынке грузовых перевозок. Завышенными ценами уже заинтересовалось антимонопольное ведомство.


Жадность — не порок

В конце осени прошлого года ФАС заподозрила Федеральную грузовую компанию и ее материнскую структуру – ОАО «РЖД» в злоупотреблении доминирующим положении на рынке. Железнодорожники предоставляли полувагоны для перевозки минерально-строительных грузов на внутренних направлениях по монопольно высоким ценам. В ходе проверки выяснилось, что за первую половину 2016-го цена обозначенных выше услуг АО ФГК была увеличена на 40%. Поговаривают, что и в прошлом, и в позапрошлом году ряд грузоотправителей сталкивался трехкратным повышением ставок на предоставление вагонов.

«АО «ФГК» является ценовым лидером рынка услуг по предоставлению полувагонов для перевозки грузов, иные участники рынка ориентируются на компанию при определении цен на свои услуги. Таким образом, необоснованное повышение цен создает предпосылки для роста ставок других операторов вагонного парка», — отметили в антимонопольной службе.

Стремительный рост стоимости перевозки грузов по железной дороге имеет серьезные последствия для отечественной промышленности. В числе прочего, речь может идти об убытках горнодобывающей отрасли в Республике Карелия. Высокие транспортные издержки становятся губительными для предприятий, которые являются опорой местных бюджетов и дают работу сотням тысяч специалистов. В этой связи решение спор между УЗВЛ и ФГК по поводу передачи подвижного состава может находиться только на уровне правительства РФ. По данным «Коммерсанта», совещание по этому вопросу уже намерен провести вице-премьер Аркадий Дворкович.


Еще одна претензия ФАС

Антимонопольное ведомство нашло у железнодорожников еще одно серьезное нарушение. В марте 2016 года АО ФГК ходатайствовало в ФАС о получение в пользование 100% основных производственных средств «УВЗ-Логистик». Ходатайство было удовлетворено, дочка РЖД не просто укрепила свои позиции на рынке грузоперевозок, а получила возможность влиять на процесс выделения вагонов своим конкурентам.

Взамен, в целях обеспечения конкуренции, Федеральная антимонопольная служба предписала ФГК предоставлять экономическое обоснование повышения стоимости на услуги по вагонам (полувагонам). Обоснование должно было даваться в течение 15 дней в случае, если запланированный рост стоимости превышал среднеквартальный уровень больше, чем на 8%. Впрочем, дочка РЖД была обязана направлять в ФАС обоснование любого повышения цен, тарифов, сборов и плат выше уровня, закрепленного в соответствующем прейскуранте. Однако резкое повышение ставок на предоставление вагонов, о котором мы упоминали выше, произошло без обоснования и предварительного уведомления антимонопольных органов. За это в начале нынешнего года служба оштрафовала АО «ФГК» на 400 тыс рублей.


ФГК даже пыталась обжаловать решение о наложении штрафа в Арбитражном суде города Москвы

. Однако Арбитражный суд отказал компании в удовлетворении иска, тем самым подтвердив факт нарушения антимонопольного законодательства.

Примечательно здесь то, что размер штрафа, наложенного на АО «ФГК» выглядит нелепым, если посмотреть на прибыль, полученную железнодорожниками за счет завышения цен. Ряд экспертов считает, что действия «дочки» РЖД можно расценить как злоупотребление доминирующим положением на рынке (ч 2, ст 14.31 КоАП РФ). Если компанию привлекут к ответственности по данной статье, ей придется заплатить государству до 15% своей выручки. Что касается руководителей грузоперевозочной компании, то их действия и вовсе похожи на преступление, а именно – нарушение ч 2 ст 178 УК РФ («Ограничение конкуренции»). Уголовное преследование железнодорожных топ-менеджеров выглядит вполне реальным, если учесть, что необоснованное повышение стоимости услуг ОАО «ФГК» может дестабилизировать экономику страны.

Кстати, уже во время рассмотрения дела в отношении АО «ФГК» в суде сотрудники ФАС снова проели проверку в компании, а также Центре фирменного транспортного обслуживания и Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ). Везде также прошли выемки документов. Основанием для них стали подозрения в антиконкурентном соглашении операторов подвижного состава. Однако, возможно, свою роль сыграл административный ресурс, потому как дальше дело не пошло.


«Выгодный» договор

Сделка по аренде вагонов, заключённая между АО «ФГК» и компанией «УВЗ-Логистик», являющейся «дочкой» «Уралвагонзавода», выглядит еще интереснее. Аналитики рынка обращают внимание на то, что в период подписания договора генеральный директор ООО «УВЗ-Логистик» Д. Еремеев совмещал эту работу с постом заместителя гендиректора по стратегическому развитию АО «ФГК». То есть, в его действиях может усматриваться конфликт интересов, следствием чего явилось нанесение экономического ущерба ООО «УВЗ-Логистик».

Известно, что парк полувагонов попал в агентскую схему ЦФТО/АО «ФГК» еще в конце ноября 2015 года. Весной следующего года в трехлетнюю субаренду АО «ФГК» был передан почти весь подвижной состав УВЗЛ. То есть, выручка нынешней «дочки» «Ростеха» попала в прямую зависимости от арендной ставки, которая, согласно договору, была на треть ниже среднерыночной доходности полувагонов. Субаренда одного вагона обходилась АО «ФГК» в 500 рублей в сутки, тогда как в среднем по рынку это стоило 800-900 рублей. Еще одна интересная деталь: подавляющая часть полувагонов «УВЗ Логистик» находилась в лизинге. По расчетам специалистов, лизинговые платежи составляли в среднем 555 рублей в сутки, тогда как средняя стоимость вагонов, сданных в аренду АО «ФГК», составляла 490-550 рублей в сутки без НДС. Арендная плата не покрывала даже лизинг! Одновременно в договоре указывалось, что плановые и деповские ремонты вагонов «УВЗ Логистик» обязано проводить за свой счёт.

Передача основной доли парка «УВЗ-Логистики» в аренду привело к существенному снижению выручки компании. По результатам минувшего года её объём снизился на 40%, что в денежном выражении составило 9 млрд рублей — в 2015 году выручка составляла 16,5 млрд рублей. Вдобавок в компании снизилась рентабельность продаж: в 2015 г. она показала минус 30%, а в 2016 г. – уже минус 50%. Таким образом себестоимость услуги оказалась выше, чем прибыль от ее реализации, а цена — недостаточной для покрытия всех издержек. После возврата подвижного состава из-под управления дочки РЖД, структуры «Ростеха» смогут управлять ими самостоятельно, либо сдадут их в аренду другому оператору на более выгодных условиях. В результате УВЗЛ вылезет из убытков, а на рынке железнодорожных грузоперевозок появится здоровая конкуренция.