Мэр столицы Сергей Собянин поможет людям и поддержит президента?

Думается, это правильно, когда до начала пикетов, протестных митингов и голодовок люди пытаются вести конструктивный диалог. Если в кулуарах дискуссия заходит в тупик, можно попробовать сделать публичное заявление. Мы уверены, что описываемая нами ситуация станет известна руководителям Московской администрации и мэру Москвы Сергею Собянину лично, и вопрос будет решен в процессе мирного диалога, с сохранением лица всех участников.

Сегодня со всех трибун говорят об успехах нашей строительной отрасли. Они выглядят настолько выдающимися, благодаря мерам господдержки, что курирующий российское строительство вице-премьер РФ Марат Хуснуллин амбициозные планы достижения ежегодного ввода в эксплуатацию 120 млн кв.м жильяпосчитал достижимыми досрочно, то есть раньше, чем в 2029 году.

Членам жилищно-строительного кооператива «Журналист-3» тоже хотелось бы пополнить ряды радостно рапортующих и исполняющих наказы президента, но пока не удается. Не удается в такой степени, что назрела необходимость публично обратиться за помощью, в надежде, что о проблеме узнает тот, кто сможет разрубить клубок бюрократических противоречий, возникший при строительстве жилого комплекса.

С 2016 года готовый к эксплуатации жилой дом ждет своих новоселов. Мало этого, построенный журналистами и полностью готовый детский сад простаивает, в то время, как дошколятам приходится ютиться в помещениях школ. При этом представители надзорных органов и органов власти сплелись причудливым образом в единую преграду, напоминающую очень злую собаку, пытающуюся укусить себя за хвост. Ситуация слегка сюрреалистична, потому и аллегории навеваются соответствующие.

Итак, подробности. Когда появились законы, позволяющие гражданам принимать участие в решении своих жилищных вопросов, Союз журналистов Москвы активно подключился к предложенным программам участия в строительстве. Например, в 1993 году по Распоряжению премьера Правительства Москвы от 17 сентября 1992 года № 2252-РП при участии заказчика строительства ТУКС-3 и генерального подрядчика МФС-2, ЖСК «Журналист-1»построил 17-этажный 320-квартирный дом на ул. Никулинской, 23к1. Люди живут и радуются в нем уже более 25 лет.

Практически одновременно с ЖСК «Журналист-3» Союзом журналистов Москвы был создан ЖСК «Журналист-4». В построенном этим кооперативом многоквартирном доме люди живут и радуются уже более десяти лет!

Аналогично в 2005 году Распоряжением Правительства Москвы, «в целях привлечения личных средств граждан в жилищное строительство», былорешено построить жилой многоквартирный дом на улице Новосущевской, 37. Солидное место досталось не просто так. Пайщикам в нагрузку город выдал требование построить детский сад. То, что обычно требуют от коммерческих застройщиков, возводящих целый квартал — тут легло на 70 членов ЖСК.

По тому же распоряжению для выполнения поставленной задачи было решено создать ЖСК «Журналист-3», учредителями которого предполагались на 65% Союз журналистов Москвы; на 10% — Московский журналистский фонд; на 20% — префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы; на 5% — Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Там же определялось, что «функции заказчика по проектированию и строительству жилого дома с городскими инженерными коммуникациями осуществит ОАО «Москапстрой» по договору с ЖСК «Журналист-3».

АО «Москапстрой», претерпев некоторые изменения, и на сегодняшний день остается действующей организацией, которую контролирует Московская мэрия через АО «Мосинжпроект». Мосинжпроект, в свою очередь, в 2017 году выкупил у АФК «Система» 98,38% голосующих акций Москапстроя.

Чтобы ничего не упустить, зафиксируем стартовую ситуацию. 2005 год. Есть журналисты, готовые оплатить строительство собственного жилья. И есть муниципалитет, который не только одобрил идею, но и решил, пользуясь случаем, получить социально значимый объект, приняв участие в финансировании, а также определил, кто будет управлять проектом – ОАО «Москапстрой». То есть, представители Союза журналистов, после внесения обусловленной суммы, должны только дождаться завершения строительства.

Когда за стройку отвечает город Москва, сомнений в успехе не возникает.

Из-за неисполнения обязательства города по финансированию строительства проекта в размере 25% доли Префектурой СВАО и Департаментом жилищной политики было принято решение возложить обязанность по финансированию на городскую структуру ГУП «ДЕЗ ИСК», которое, не профинансировав ни рубля в строительство и получивпредставление прокурора СВАО, было исключено из проекта, а бремя финансирования строительства всего объекта полностью легло на журналистов.

Дом и детский сад были построены в 2016 году. Лишние подробности будут утомительны,но, насколько можно судить по срокам, сложности в реализации проекта присутствовали. Было решено вместо встроено-пристроенного дошкольного учреждения построить отдельно стоящий детский сад, и сделать это полностью за счет журналистов – будущих собственников квартир (распоряжение Правительства Москвы № 283-РП от 4 июня 2013 года), «без последующей компенсации затрат из бюджета города Москвы».

Журналисты принятую на себя часть обязательств выполнили в полном объеме – профинансировали и строительство жилого дома, и строительство дошкольного учебного учреждения. А вот город в данном случае оказался не на высоте, несмотря на завидную галерею прикоснувшихся к проекту известных персон. В списке и ныне покойный бывший столичный мэр Юрий Лужков, подписавший первое распоряжение; супертяжеловес строительной отрасли, и ныне депутат Госдумы Владимир Ресин, на

которого Лужков тогдавозложил контроль за выполнением распоряжения. Выполнение распоряжений мэра Сергея Собянина относительно намеченной реализации данного проекта должны былипроконтролировать упомянутый уже вице-премьер Марат Хуснуллин, бывший в 2013 году заместителем мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, и нынешний министр регионального развития РФ, в 2013-2015 годах (когдавыдавались распоряжения ) также работавший в московской мэрии, Максим Решетников. Москапстрой, выступающий застройщиком и техническим заказчиком строительства и контролировавший качество работы генподрядчиков (их было три) ныне занят московской реновацией и считает, видимо, проект на Новосущевской 37 выполненным.

Только жилой дом и детский сад, построенный за деньги журналистов, поныне пустуют, потому что контролирующие органы, представители которых присутствовали на всех этапах строительства и подписывали соответствующие акты, подтверждающие выполнение застройщиком нормативов, при повторных проверках стали находить различные изъяны, иногда связанные с изменениями, произошедшими в регламентирующей документации в течение срока строительства. Появившееся противоречие: нарушать проектную документацию или нарушать новые нормы, – стало непреодолимым для ответственных за приемку специалистов, представляющих различные городские службы, отделы и ведомства. Хотя со стороны, конечно, вал новых претензий больше похож на толстый намёк проверяющих. Только вот не понимают они, что ситуация уже накалена до предела.

Пайщики уверены в своей правоте и высоком качестве строения. А греть чью-то руку, когда за собой не видишь нарушений — за гранью. Да и кто в здоровом уме будет «решать» вопросы с профессиональными журналистами. Некоторые жильцы настолько отчаялись жить в арендных квартирах, что штурмуют здание и пытаются поселиться в недострое.

Другие судятся и с ЖСК и с государством, которое не имеет ни одного веского довода почему построенный городской компанией дом и сад нельзя принять городом же.

Пока сад пустует, директор соседней школы пытается взять ситуацию в свои руки. Деткам не хватает мест. Маленькие москвичи ютятся вместе со школьниками. Но злые проверяющие нашли придирку. Ширина лестниц типового блочного сада построена по действующим на начало строительства нормативам. А сейчас, видимо, детки потолстели и требуют на 15 см большей ширины. То, что сейчас приходится есть, играть и спать на выдвижных кроватях в одной комнате их не волнует. Как и то, что в типовом здании нельзя расширить ширину лестниц. Как и то, что любые изменения приведут к несоответствию с инвестиционным контрактом. Чего ждут чинуши? Чтобы им прогрели карман или окрика сверху – не ясно.

Причём проверяющие показали себя далеко не с лучшей стороны. Персонаж Мосгосстройнадзора Мойсюк Владимир Мануилович под руководством Рябова Виталия Вячеславовича похоже напивался на объекте так, что валялся на полу холла здания. После окрика строителей его сняли с проекта. Но не уволили. Хотя, надо заметить, что его собутыльника бригадира сами строители уволили сразу. Возможно, палки в колёса ЖСК это его ответочка за излишнюю гласность журналистов.

Примеров мелких нестыковок море – и всё, что зависло от журналистов, уже решено. Например, на каком-то этапе оказалось, что высота меряется не по крыше, а по верхней точке. А на крыше высится лифтовой блок. Причём он там был с момента проектировки. И ничего — прошли все этапы, и новое слушание жителей, и голосование. Старый проект жители района согласовали в новых нормах.

Обратная ситуация с территорией сада. Несколько метров забора никак не удаётся установить — территория детского сада построенного ЖСК занята двором соседнего дома. Заместитель префекта СВАО Каданцев Евгений Дмитриевич чуть ли не с 2015 года обещает раз в месяц решить вопрос — но забор до сих пор на месте. Удивительно, но некоторые вопросы решались только после привлечения прокуратуры. Чтобы чиновники двигались в предписанном им их должностными инструкциями и законом направлении, Союзу журналистов Москвы приходилось жаловаться правоохранителям.

На днях нашли, что одна стена на парковке стоит буквально на 30 см от того места, где она была по плану. Внимание – эта стена там уже 10 лет, и её строила городская организация, и десятки раз проверялась надзором. И вот тут, когда в очередной раз ЖСК ждёт разрешение на ввод в эксплуатацию опытные фокусники достают из рукава очередное припасённое нарушение. Доколе!? Не стоит говорить – что послушные пайщики стену передвинули, и ждут очередного раунда схватки.

Теперь представители городских властей, видимо, решили, что журналисты должны перестать требовать своего по закону и финальный этап сдачи дома в эксплуатацию завис уже на годы. Текущее требование — дать ответы на все их экспертные вопросы. Это выглядит абсурдным, поскольку изначально, всю организацию строительства город проводил самостоятельно своими распоряжениями. А когда дело доходит до конкретных действий, предпринимаемых кооперативом, эти отдельные представители городской власти указывают, что ЖСК «Журналист-3» не является участником строительства. Жаль что интересы дошколят и жильцов здесь никто вообще не принимает во внимание.

Журналисты очень надеются на личное внимание к этому проекту мэра Москвы Сергея Собянина. Возможно, он сможет вдохнуть душу в безжизненные, полностью построенные и подключенные ко всем коммуникациям здания: дом и детский сад. Тем более, президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию в 2021 годуопределил , как нам кажется, стратегию подхода к таким вопросам: «Первое — мы уже списали в утиль архаичные нормы и требования в строительстве и в других областях, отказались от массы ненужных контрольных проверок…», — а главное, выходящее за рамки стандартных инструкций: «Помочь надо коллегам, понимаете?». Очень надеемся, что наше обращение будет услышано, и журналистам, терпеливо ведущим диалог с властью на пороге собственного дома в течение пяти лет, позволят, наконец, в него заселиться.