Фотографии призраков XIX века

Американец Уильям Мамлер в 1860-х наладил производство фотографий, на которых на заднем фоне были видны духи. Его фотолаборатория не знала отбоя от клиентов. В 1869 году его попытались судить за мошенничество, но не смогли доказать способы мистификаций фото. Мамлер заболел шизофренией и унес с собой в могилу тайны фотошопа XIX века.

1860-е годы – это самое страшное время за всю историю США: сотни тысяч убитых во время Гражданской войны. В стране расцветает увлечение спиритизмом, когда родственники убитых солдат пытаются вызвать их дух. Бостонский гравёр Уильям Мамлер вовремя сообразил, каков главный тренд эпохи, и сделал на нём хороший капитал.

В 1862 году он переезжает в Нью-Йорк и начинает работу над созданием технологии, способной проявлять на заднем фоне фотографии силуэт другого человека. Мамлер уверяет, что это дух родственника фотографирующегося человека. Известность Мамлера растет, в день он зарабатывает до 30-40 долларов (3-4 тысячи долларов в современном исчислении). Фирма процветает ещё и потому, что жена Мамлера – медиум, организатор спиритических сеансов.

В 1863 году местные фотографы, политики и учёные пытались разоблачить Мамлера. Они устроили общественную экспертизу его деятельности – фотограф при них производил все манипуляции при съёмках. Но после недели расследования и наблюдения экспертному совету им так и не удалось понять, как появляются духи на снимках Мамлера.

В 1869 году Мамлера ужепытается засудить Нью-Йоркский городской суд. Процесс идёт около месяца, и снова не удаётся доказать, что фотограф – мистификатор.

Однако этот судебный процесс сильно подорвал авторитет и финансы Мамлера. Судебные издержки обошлись ему в 5 тысяч долларов (немыслимые по тем временам деньги, около 500 тысяч по текущему курсу), а клиентура, хоть этих доказательств и не было, начала подозревать в нём мошенника. Да и ажиотаж вокруг спиритических сеансов стал спадать: Гражданская война закончилась пять лет назад, и за это время многие люди свыклись со смертью родственников.

Уильям Мамлер ещё какое-то время продолжает свою фотографическую деятельность, но уже без прежнего размаха. В конце 1870-х он заболевает шизофренией, а в 1884 году, в возрасте всего 52 лет «умирает от тоски» (так тогда называли истощение нервной системы и упадок сил). Перед смертью он уничтожил почти все свои рабочие бумаги и фотоснимки. До нашего времени дошло около 2 тысяч фотографий его лаборатории.

Фотографы и учёные до сих пор не пришли к единому мнению, как Мамлеру удавались такие снимки, при том, что на них действительно были силуэты погибших родственников фотографирующихся (самый знаменитый его снимок – вдова президента Авраама Линкольна на фоне силуэта её погибшего мужа; этот снимок вверху). Одна из версий – на Мамлера работала бригада воришек. Процесс мог обстоять так. Человек фотографировался и оставлял свой адрес. Мамлер обещал ему доставить фото на дом через 3-4 дня. Если за это время воришкам удавалось проникнуть в дом фотографировавшегося и обнаружить там снимки его погибших родственников, то это фото доставлялось Мамлеру, и оно накладывалось на снимок сфотографировавшегося. Получившееся фото объявлялось спиритическим, за него бралась повышенная плата. Если фото погибшего родственника не удавалось выкрасть, клиенту выдавался обычный снимок с простым объяснением, что «дух не вышел на контакт».

По свидетельству очевидцев, «спиритическими» получались около трети всех снимков, сделанным Мамлером. Но и эта версия остаётся лишь версией, доказательств, что производились именно такие манипулиции, не было тогда и тем более нет сегодня.

Источник:Блог Толкователя