Как увеличить зарплаты в России

Вице-премьер Ольга Голодец поручила увеличить зарплату россиян до 28 000 рублей, для чего — создать рабочую группу при Министерстве труда. Эта рабочая группа должна разработать механизмы, которые позволят «подтянуть» медианную зарплату 16-29 000 тысяч рублей, хотя бы до уровня средней по стране 28 000 тысяч.

И вот мы с
 Как увеличить зарплаты в России rusanalit

задумались: а зачем нужно создавать какие-то рабочие группы, имитировать бурную деятельность — если рецепты по подъёму зарплаты давно и вполне очевидны — и почему бы не начинать действовать по ним?

Вот, например, какие меры предлагаем принять мы.


РОСТ РЕАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Рост стоимости труда, выражаемый в росте реальной (т.е. за вычетом инфляции) заработной платы — это инструмент, системно мотивирующий предпринимателя добиваться повышения производительности труда, что в современных условиях достижимо только за счет модернизации и автоматизации производства, внедрения инноваций и новых управленческих практик.

В свою очередь, рост производительности труда ведет к высвобождению работников, что снижает дефицит таковых и позволяет экономике развиваться экстенсивно — без привлечения мигрантов.


Основная стоящая перед нами задача формулируется просто: в России не должно остаться людей, готовых работать «за копейки»

.

У государства есть шесть инструментов, с помощью которых оно может добиваться этой цели:

— рост заработной платы в госсекторе

— создание системы настоящих профсоюзов

— минимизация использования мигрантов

— размер пособия по безработице

— минимальный размер оплаты труда

— продуктовые пластиковые карты для тех, чьи доходы меньше прожиточного минимума

Сейчас государство использует лишь один из шести – первый. Что значительно хуже, он целенаправленно насыщает экономику дешевым трудом мигрантов и всячески препятствует появлению настоящих профсоюзов.


1. Профсоюзы как системный фактор роста заработной платы

России нужны настоящие профсоюзы. Не эрзац таковых в виде «шмаковской» ФНПР, а настоящие профсоюзы, которые во всем мире являются основным системным инструментом роста заработной платы.

Профсоюзы, год за годом повышая реальную стоимость труда, делая этот процесс неотвратимым, заставляют предпринимателя инвестировать в повышение производительности труда — только так он может сохранить прибыль.

Повышение производительности труда в современном мире — это в первую очередь модернизация и автоматизация производства, внедрение инноваций и новых управленческих практик.

В свою очередь рост производительности труда ведет к высвобождению работников, что снижает дефицит таковых и позволяет экономике развиваться экстенсивно — без привлечения мигрантов из-за рубежа.

При нынешней власти этот главный системный фактор роста уровня жизни не используется по двум причинам:

— сильные профсоюзы всегда становятся опорой сильной левой партии, которая бы осознавала, что капитализм надо принуждать к тому, чтобы большая часть созданного продукта перераспределялась (через заработную плату и бюджет) от работодателей к большинству населения

— в условиях непрерывного роста заработной платы работодатель стремится максимально оптимизировать свои расходы, вследствие чего его интересы входят в глубокий клинч с бюрократией, обложившей предпринимателей настоящей средневековой данью, также он пытается переложить максимум расходов на бюджет, в который платит налоги, что заставляет его приглядеться к расходам бюджета, значительная часть которых разворовывается все той же бюрократией, а это уже чревато буржуазной революцией.


2. Трудовая иммиграция

Дефицит рабочей силы и экономия на заработной плате с помощью массового привлечения гастарбайтеров – абсолютно разные вещи.

Но в России чиновники (кладущие себе в карман разницу между официальной зарплатой гастарбайтеров из Средней Азии и их реальной зарплатой) и те же строители (продающие в Москве по 5000 долларов метр построенной теми же таджиками квартиры) усиленно пытаются заставить нас считать, что это — одно и тоже.

Настоящий дефицит рабочей силы наличествует в Германии, где, несмотря на высокую оплату труда программистов, их все равно не хватает, и принята программа привлечения таковых из-за рубежа.

Сколько зарабатывает высококвалифицированный рабочий в Китае – скажем, оператор японского станка с ЧПУ, чья производительность труда мало отличается от его коллеги в США?

Правильно – в самом лучшем для него случае столько же, сколько получает за свой труд дворник-мексиканец, убирающий улицу, на которой живет американский рабочий.

Почему? Не только потому, что Китай – значительно более дешевая страна, чем США. И не в силу высокой конкуренции – во всем мире конкуренция среди высококвалифицированных рабочих невелика. Китай – не исключение, ибо превращение в мировую фабрику и постоянный мощный рост в промышленности создает огромный спрос на высококвалифицированный труд промышленного рабочего.

Китайский рабочий мог бы получать значительно больше и все равно его труд был бы в разы дешевле труда американского «конкурента». Но не получает. В чем же дело?

Отвечаем – в низкой стоимости труда тех, кто трудится в областях, не требующих высокой квалификации. Проще говоря – труд высококвалифицированного китайского рабочего значительно дешевле, чем мог бы быть в силу того, что китайский дворник зарабатывает просто сущие гроши.

Представьте себе ситуацию, в которой дворник зарабатывает 25 000 рублей. А человек с техническим образованием (пусть это будет и техникум), которого потом еще не один год учили непосредственно на производстве получает 30 000. Невероятно? Правильно.

Вопрос в том, что между квалифицированным и неквалифицированным трудом должен быть большой разрыв в оплате. Иначе у работника исчезает мотивация к обучению, которое занимает не один год и без которого не получить высокой квалификации.

Кроме того, если труд дворника стоит 5000 рублей в месяц, очень редкий работодатель будет готов платить за квалифицированный труд в промышленности 50 000. Да даже и о 30 000 речь будет идти с большим скрипом.

Итак –

одним из системных инструментов повышения заработной платы высококвалифицированных кадров становится рост заработной платы в профессиях, не требующих квалифицированного труда

.

Вопрос: что же стоит на пути реализации подобной политики? Правильно – неквалифицированная трудовая миграция из иных стран.

Следующую ситуацию рассмотрим на примере: всегда и везде есть определенный и весьма немалый процент людей, не имеющих желания или возможности заниматься требующим квалификации трудом, не желающих тратить годы на получение квалификации.

В тоже время у этих людей есть определенный взгляд на размер вознаграждения, который они хотели бы получать за свой неквалифицированный труд. Допустим, это — 30 000 рублей в месяц. За эти деньги такой москвич готов бы был пойти работать дворником – но все места дворников уже заняты мигрантами, которые получают за свой труд 15000 рублей. Что делает москвич? Он тем или иным образом «садится» на то или иное пособие (скажем

,

по липовой инвалидности), решив для себя, что лучше ничего не делать за 5000 рублей, чем пять дней в неделю работать за 15000. Дальше такой человек с большой долей вероятности спивается, либо, что еще хуже – пытается добыть себе дополнительных денег мелким криминалом.

Итог для экономики: реальная оплата труда мигранта составляет 20000 рублей. Итог для общества: в стране стало одним люмпеном больше.

Нарастим зарплату дворника до 30000 рублей? Реальных затрат – 10000 рублей. Человек, вместо того, чтобы спиваться – работает. За 10000 рублей мы получаем гражданина, а не люмпена. Работающего человека, а не мелкого уличного преступника.

И это все — еще не считая того, что с огромной долей вероятности дворник-мигрант «на бумаге» получает эти самые 30 000 рублей, а разницу между его реальной и формальной зарплатой кладет себе в карман чиновник.


ЧТО ДЕЛАТЬ

  1. Все нелегальные иммигранты должны быть отправлены к себе на родину.
  2. В течение 10 лет въезд в Россию трудовых иммигрантов из этих стран запрещается.
  3. И только когда в России действительно появится дефицит рабочей силы, когда зарплаты будут высокими – только тогда возможно будет разрешить въезд, но исключительно по заявкам конкретных предприятий, в рамках квот и по специальным временным трудовым визам.
  4. И вот тогда эти люди будут сами получать достойные зарплаты, а не мешать зарабатывать гражданам России – как это обстоит сейчас.


3. Рост пособия по безработице/рост минимального размера пособия по безработице.

Четко проговорим: в данном пункте речь идет о том, что на языке закона именуется «увольнением по собственному желанию без уважительных причин». Уважительными причинами с точки зрения закона являются:

-переезд на новое место жительства в другую местность;

-наличие болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности;

-необходимость ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи;

-нарушение работодателем коллективного или трудового договора;

-наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений

-увольнение женщины и наличие у нее ребенка (детей) в возрасте до 14 лет;

-увольнение в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения (если Вас направили на подготовку, переподготовку и повышение квалификации), и Вы в течение 12 месяцев, предшествовавших увольнению имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель.

А вот если вы решили просто уволиться с работы – чтобы найти себе новую, более лучшую или просто более высокооплачиваемую – то государство ваше желание жить лучше вовсе не приветствует, заявляя, что вся его поддержка в этом случае сведется к:

«- в первом 6-месячном периоде выплаты – в размере минимального пособия по безработице, увеличенного в полтора раза и умноженного на районный коэффициент;

— во втором 6-месячном периоде — в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на районный коэффициент».

Районные коэффициенты бывают разные, но важны не они, а база для расчета, каковой является минимальное пособие по безработице, каковое сейчас в России составляет целых 850 рублей в месяц. Умножили 850 на полтора? Хороша «база» — 1275 рублей в месяц?

А районный коэффициент для Москвы (!) и районов Крайнего Севера равен 2 (двум). Для остальных районов – еще меньше. То есть, если вы уволились в Москве или на Сахалине, то ваше пособие по безработице составит 850*1,5*2 = 2 550 рублей в месяц.

Это – не пособие по безработице. Это – принуждение любыми путями не терять работу, принуждение работать за любые деньги. Да – государство вместо того, чтобы делать все для того, чтобы вы жили лучше, принуждает вас работать за любые деньги.

Для того, чтобы в России не осталось людей, готовых работать за кусок хлеба, необходимо, чтобы человек не слишком сильно боялся потерять работу – и в этом ему должно помочь государство. В условиях дефицита рабочей силы за те 12 месяцев, в течение которых государство платит пособие по безработице, вы наверняка найдете себе работу и вряд ли она будет хуже прежней. Но, увольняясь, вы должны знать, что увольнение, конечно, серьезно снизит ваши доходы, но все же не бросит вас в нищету, как это произойдет сейчас. Судите сами – одно дело иметь медианную российскую зарплату в 20 000 рублей «грязными» и, потеряв работу, получать пособие по безработице в размере 2 550 рублей. Совсем другое дело… а вот о нем речь пойдет дальше.


ЧТО ДЕЛАТЬ

Первое.

Минимальная величина пособия по безработице должна быть поднята до двойного прожиточного минимума для трудоспособного населения (в этом случае в 2013 году минимальное пособие по безработице составило бы 15 266 рублей).

Второе. Для всех, у кого ставка социальных взносов составляет стандартные 30%,

пособие по безработице должно составлять 60% от зарплаты для бессемейных граждан, и 66% — для семейных граждан, но в любом случае не меньше минимального

(чем мы хуже немцев, у которых именно так все и устроено?).

Для тех, у кого зарплата достаточно велика для того, чтобы соцвзносы рассчитывались с учетом регресса, пособие по безработице устанавливается в размере среднероссийской заработной платы, расчитанной Росстатом за месяц, предшествующий «отчетному».

Как вы понимаете, речь не идет о людях, чья заработная плата исчисляется сотнями тысяч рублей в месяц. У этих людей обычно наличествуют накопления, достаточные для того, чтобы без особых проблем пережить время, которое они проведут в поиске новой работы. Речь – о тех, кто зарабатывает 50 000-100 000 рублей. Для них 30 000 рублей пособия по безработице – очень большое, но главное, что не смертельное сокращение дохода.

Да – в части регионов России будет взрывной рост как увольнений, так и количества официально зарегистрированных безработных.

Но:

– деньги государство будет тратить в течение всего 12 месяцев, так что с точки зрения госбюджета это не страшно,

— массовые увольнения в условиях дефицита рабочей силы (люди, вместо того, что бы работать за копейки — «сели на пособие») вызовут рост заработной платы.


В этих условиях основное – не дать заместить уволившихся россиян гастарбайтерами

, которые, по сути, тогда будут выполнять роль штрейхбрехеров. Для этого и нужна жесткая антииммиграционная политика.


4. Повышение МРОТ – минимального размера оплаты труда.

В соответствии с ст. 1 ФЗ от 03.12.2012 N 232-ФЗ, минимальный размер оплаты труда в России на 2013 год установлен в размере 5205 рублей в месяц. Прожиточный минимум для трудоспособного населения на 2013 год – 7 633 рубля. То есть, на минимальную зарплату даже невозможно прожить. Как видите, российское государство снова приложило усилия к тому, что бы зарплаты в стране были пониже. Установив ставку минимальной зарплаты более чем в полтора раза ниже величины прожиточного минимума, оно на деле просто отказалось от этого инструмента повышения уровня жизни. Формально он есть, а на деле его нет.


ЧТО ДЕЛАТЬ


На первый год установить МРОТ в размере 1,5 прожиточного минимума. На второй – уже в размере 1,75 прожиточного минимума. На третий – установить МРОТ в размере двойного прожиточного минимума. И на этом остановиться.

Мы бы с удовольствием предложили установить МРОТ, равный двум прожиточным минимумам прямо в первый год. Но бизнесу надо дать время на постепенное привыкание к новой реальности. Три года для этого – более чем достаточно.


5. Продуктовые пластиковые карты

Цель – вытащить из нищеты 20 миллионов россиян, чьи доходы меньше прожиточного минимума, и уменьшить число тех, кто готов за копейки продавать свой труд.


ЧТО ДЕЛАТЬ

Финансирование карт – за счет экономии, которую даст борьба с коррупцией при распределении федерального госзаказа, и размер которой составляет 1 триллион рублей в год.

Федеральный госзаказ – достаточно «узкое» горлышко, которое в силу этого вполне возможно контролировать. Одно только реальное начало борьбы с коррупцией (первые сотни «посадок» в терминологии В.В. Путина) сразу же резко сократят коррупцию в этом секторе. Потому что во многом она – следствие практически полной безнаказанности.

То есть, мы отбираем 1 триллион рублей в год у нескольких десятков тысяч казнокрадов и отдаем его 20 миллионам нищих россиян.

В США сейчас талоны на продукты получают более 45 миллионов американцев. Каждый американец, который входит в социальную программу, в месяц на пластиковую карту получает около 140 долларов, которые можно потратить только на еду.

То же самое предлагаем реализовать и у нас, с поправкой на то, что приобрести на такие средства можно будет только продукты российского производства, а также невозможно будет приобретать табачные, алкогольные и просто спиртосодержащие изделия.

Месячный размер такого пособия – около 4000 рублей в месяц ($ 120 — практически как в США). Не так уж много, но и этого достаточно для того, чтобы вытянуть людей из нищеты, повысив их доходы до уровня, равного или чуть превышающего прожиточный минимум.

Так что правительству не нужно долго гадать, что делать. Мы знаем, что делать!

Источник:
топ 100 блогов naganoff