«Новые избирательные технологии» Истринского района: Андрей Дунаев дискредитирует руководство Подмосковья

Российская политическая система за последние несколько лет сделала существенный рывок вперед. Вернув выборы глав регионов и проводя из года в год политику, стимулирующую выборную конкуренцию и повышающую прозрачность электоральных процедур, руководство страны наглядно демонстрирует готовность учитывать интересы всех конструктивно настроенных политических сил, которые готовы отказаться от популистской демагогии и сосредоточиться на реальной работе на благо населения.

Впрочем, зачастую усилия федеральной власти разбиваются о чиновничью узколобость, зашоренность или даже мелкое корыстолюбие на местах. Одним из ярких и наглядных примеров подобной деградации политического процесса местного уровня является ситуация, на сегодняшний день сложившаяся в Московской области у одного из самых передовых и активных губернаторов в современной России.

Очевидно, смена региональных элит в Подмосковье назревала давно. Еще буквально с год назад область представляла собой эдакое «лоскутное одеяло», территорию, являвшую собой не нечто единое целое, но какое-то средоточие средневековых княжеств, правители которых, словно удельные князья, зачастую могли не прислушиваться к позиции центральной власти. С приходом нового, молодого и сильного губернатора вопрос отмены подобной вольницы встал на повестку дня, однако в регионе не восприняли это как трагедию, приняв новые правила игры.

Проблемы на местах, впрочем, все же возникли. В первую очередь, они были связаны именно с действиями представителей т.н. «новой элиты» — тех самых «сменщиков», коим и представляло обновить кадровый корпус подмосковной власти. С рвением, достойным куда лучшего применения, последние, едва прибыв на места для знакомства с текущим положением дел, начали продавливать собственные интересы, опутывая районы паутиной лояльных ставленников, выдавливая местный бизнес, и выстраивая новую вертикаль «под себя», жестко расправляясь со всеми неугодными.

Первой ласточкой стал прецедент со строптивым главой Одинцовского района Гладышевым. В отношении него было возбуждено уголовное дело, а самого экс-главу уже после сложения полномочий жестко выдавили из участия в деятельности всех районных структур, включая даже созданный им самим университет.

В новом году, с приближением муниципальных выборов практика продолжилась и даже приобрела свои особые, «предвыборные» черты. В Волоколамском районе, каксообщала пресса , незадолго перед голосованием было осуществлено массированное давление на членов участковых избирательных комиссий с целью понуждения их к отставке и замене на лояльных функционеров, призванных отфильтровать списки кандидатов от сколь-нибудь популярных в народе противников; аналогичные методы использовались и во время выборной кампании в подмосковном Дзержинском, где глава города под давлением ушел со своего поста. К сожалению, этими географическими названиями список предвыборного беспредела не ограничился: схожие сценарии продолжают реализовываться на практике тем чаще, чем ближе единый день голосования 14 сентября.

Заранее обкатанная схема не осталась без применения: сегодня она реализуется в Истринском районе, где два недели назад в отношении 70-летней главы района Анны Щербы было «своевременно» возбуждено уголовное дело по материалам, уже исследованным правоохранителями в 2009 году. Действо сопровождалось проведением следственных действий (т.н. «маски-шоу») в здании районной администрации, в ходе которых силовиков почему-то заинтересовал лишь компьютер, на котором хранились списки избирателей. Следом за обыском последовали давление и угрозы членам территориальной избирательной комиссии, а спустя какие-то десять дней, суд со второй попытки временно отстранил главу района от исполнения полномочий и на время расследования поместил ее под домашний арест.

Еще в апреле Ирек Вильданов, руководитель Избирательной комиссии Московской областиназвал подобные шаги «новыми избирательными технологиями»; такая трактовка со стороны ответственного за выборы человека объясняет многое. Действительно, к чему утруждать себя?! Пришедшие на хлебные должности «новые дворяне» не привыкли действовать честно. Зачем им все эти встречи с избирателями, неудобные дебаты в эфире независимых СМИ, предвыборные программы… Можно действовать проще. Заменил всех функционеров на лояльных, пригрозил немилостью губернаторской – и забирай себе территорию с самой дорогой землей в Российской Федерации, пользуйся! И ладно бы, если интересы населения Московской области действительно бы волновали новых назначенцев, пусть бы управляли, но нет! На чаяния простых людей этим товарищам совершенно наплевать! Встреч с жителями Подмосковья, открытого диалога «эффективные менеджеры» боятся и всячески чураются, делая ставку в работе не на общение, но на силовое давление.

Так ли они эффективны, эти новые управленцы? К примеру, чем таким эффективным отметился претендент на истринское наследство Андрей Геннадьевич Дунаев? Отец его – заслуженный ветеран, многие годы провел на службе Родине в тяжелых условиях африканского континента. Судьба же Дунаева-младшего куда более прозаична. Получив высшее образование в Московском государственном университете природоустройства, он по специальности трудиться не стал, поступив на службу в ФСБ России. Там, впрочем, карьера также не задалась: со службы он ушел двадцатичетырехлетним старшим лейтенантом, так и не поняв, не прочувствовав до конца всей сущности профессии людей с холодным умом, горячим сердцем и чистыми руками.

Общественности также мало известно и о юридическом таланте Андрея Дунаева, хотя, если веритьего биографии , он долгое время пробавлялся юриспруденцией. Доподлинно известно лишь то, что «недочекист», некогда променявший, по его же собственному признанию, службу Отечеству на работу в коммерческих структурах, был долгое время близок к «теневому кардиналу» российской внутренней политики Владиславу Суркову, в чьей команде отвечал за работу с непарламентскими партиями.

В 2011 году, когда столь тщательно выстраиваемая вертикаль суверенной демократии зашаталась, Дунаеву поручили ответственную работу – занять вакантное место лидера партии «Правое дело». Этот проект Андрей Геннадьевич попросту слил: ничем кроме присутствия на статусных мероприятиях в сопровождении очаровательной супруги и приставленной охраны не отметившись. Потом последовало выдвижение в качестве технического кандидата на пост в Верховном Суде, непродолжительный «отпуск», в ходе которого «герой» мог наслаждаться «покатушками» на байке стоимостью в годовой заработок чиновника, и вот уже Дунаев возникает на посту первого замглавы администрации Истринского района — подмосковной жемчужины, которую облюбовали для своих загородных резиденций многие представители российского политического истеблишмента.

Иллюзий строить нет смысла: желай преемник соблюсти все необходимые формальности, покажи он себя принципиальным, но воспитанным, не чуждым субординации человеком, которому необходимо ознакомиться с положением дел в районе, «войти в повестку» и принять дела, проблем бы не возникло. На деле же вышло иначе: вступив в просторный кабинет и с первого же мгновения возомнив себя полновластным хозяином всея Истры и окрестностей, Андрей Геннадьевич выступил зачинщиком конфликта, который не нужен ни району, ни уж тем более администрации области.

Не сумевший выстроить нормальные рабочие взаимоотношения с кем бы то ни было и опасающийся честной конкуренции «наместник губернатора» (говорят, именно так г-н Дунаев именует себя в узком кругу соратников) сделал ставку на силовое давление: маски-шоу, уголовные дела, скандалы в районном отделении партия «Единая Россия», махинации в территориальной избирательной комиссии, а также доходящее до прямых угроз давление на депутатов, слухи о которых ползут по всему району ипросачиваются в блогосферу. В подобной ситуации остается надеяться лишь на то, что «словившего звезду» выскочку одернут с самого верха до того, как он успеет своими действиями окончательно запятнать имидж руководства области и «подложить мину» под основание властной вертикали, которая с таким трудом ныне выстраивается в регионе.