Президентские выборы в России 1996 года: попытка финансового капитала поставить под контроль политику


В 2015-ом году будет нелишним посмотреть трезвым взглядом на то, от чего мы ушли в 2000-ом. Редакция предлагает читателю задуматься о том, так ли благостны и демократичны были 1990-ые?

Пост президента Российской Федерации был введен по итогам всенародного референдума 17 марта 1991 года. С тех пор выборы лишь однажды — в 1996 году — проходили в два тура. И в том же году появилось беспрецедентное число версий слухов о грязных трюках, использованных для проталкивания Бориса Ельцина на президентский пост.

И все это на фоне публичных заявлений олигархов из ельцинского окружения про обеспечение ему второго срока пребывания на этом посту любыми возможными средствами.

К 1996 году в России миллионы её граждан обнищали после перехода страны к капитализму. Неудачные экономические реформы, получившие название «шоковая терапия», привели к гиперинфляции. Борис Ельцин также вел абсолютно непопулярную у населения вялотекущую войну с Чечней. Часть граждан была возмущена самим фактом боевых действий, часть требовала немедленной и сокрушительной военной победы над чеченскими формированиями. Но в том виде, в котором она шла, война не устраивала никого.

Другой кандидат в президенты – представитель коммунистической партии Геннадий Зюганов – предлагал россиянам возврат к стабильности времен Советского Союза.

Несмотря на то, что реальных возможностей для такого возврата у него не было, аппеляция Зюганова к «старым, добрым временам» была вполне успешной.

Ведь популизм работает всегда, даже если старые-добрые времена были всего лишь 5 или 10 лет назад.

В первом туре выборов оба претендента на высший пост в стране шли фактически вровень. Зюганов набрал 32% голосов избирателей, Ельцин – 35%.

Но, в итоге, Борис Ельцин все-таки одержал принципиальную победу во втором туре выборов, ухитрившись набрать 53,8% голосов.


Как же это происходило?

Подготовка шла с зимы. Представители финансовых кругов внезапно осознали, что сладкая жизнь может закончиться через неделю-другую после победы Зюганова. И что добежать до границы они, возможно, успеют, а вот вывезти приобретённые капиталы – это вряд ли. Поэтому ещё в начале 1996 года группа финансовых магнатов, далее неформально названная «семибанкирщиной» обратилась к Борису Ельцину с предложением, от которого тот не смог отказаться. Да и не захотел.

Ельцин получил от банкиров денег на избирательную кампанию, а главное – ответственные и профессиональные кадры, способные её провести. Банкиров было, конечно же не семеро.

Но десяти- или там двенадцати-банкирщина звучало бы не так исторично, поэтому пресса подхватила звучное имя. Банкиры, кстати, не возражали.

Поскольку серьёзного опыта профессиональной работы на выборах в стране не было ни у кого – в те годы сам жанр только зарождался, ставка была сделана на представителей шоу-бизнеса.

И в самом то деле – предвыборная кампания, по крайней мере в исполнении этих людей не сильно отличается от обычных культурно-массовых мероприятий. И там и там обывателя требовалось заманить, увлечь его внимание. Правда, на выборах за это ещё и денег не требовали, в отличие от походов на концерт.

Вот всей стране и устроили, в рамках предвыборной кампании…


одно большое эстрадное представление.

13 мая 1996 года началась предвыборная акция в поддержку Ельцина, получившая название «Голосуй или проиграешь», генеральным продюсером которой был Сергей Лисовский. В этой информационно-познавательной кампании приняли участие фирма ««ЛИС’С», телеканалы ОРТ, РТР, «МузТВ», агентство «Премьер СВ», телекомпании «Свежий ветер» и «Санкт-Петербург 5 канал», Biz TV, фирмы АРС и Центр Стаса Намина и другие. С помощью телевидения, рекламы и популярных певцов молодёжь убеждали приходить на выборы. Цветовая гамма символики кампании – цвета российского триколора – недвусмысленно сообщала, за кого нужно проголосовать. Основной задачей было восстановить имидж Ельцина. Его рейтинг вырос, во что ещё в марте никто не верил.

Одновременно проводилась рекламная кампания «Выбирай сердцем», её возглавил Михаил Лесин. Основной целью было привлечение на сторону Бориса Ельцина «неопределившихся» избирателей, составлявших 30% электората. Основой кампании стала серия эмоциональных роликов «Верю. Люблю. Надеюсь».

Международная деловая газета «Financial Times» сообщала: «Выборы финансировала клика магнатов, взявших себе в награду государственные активы на миллиарды долларов, за которые им пришлось заплатить очень мало» — указало издание, отметив, что на всю избирательную кампанию было потрачено вряд ли больше 50 млн. долларов.

Вопрос о том, как соотносилось такое финансирование выборов из частных карманов с официальными избирательными процедурами никто всерьёз не обсуждал.


Кто же руководил этим представлением?

«Наверное, можно было уменьшить масштабы злоупотреблений, но совсем устранить невозможно» — скромно заметил Анатолий Чубайс, формально возглавлявший штаб.

Но кроме технического руководства, нужен был кто-то, на кого было бы удобно возложить ответственность как за возможный провал, так и за упомянутые Чубайсом злоупотребления. Татьяна Дьяченко, дочь Бориса Ельцина, занимала ключевое положение в ближайшем президентском окружении, которое средства массовой информации окрестили «семьёй».

Она поддерживала теснейшее общение с Борисом Березовским, самим Чубайсом, Романом Абрамовичем, Александром Мамутом, Олегом Дерипаской. Большинство кадровых решений принималось тогда Ельциным с её подачи.

На роль зиц-руководителя штаба она подходила идеально. Не обладающую какими то специальными знаниями и умениями даму начали всюду позиционировать как ведущего идеолога и «мотор» всей предвыборной пропаганды. Ей это скорее льстило, а манипуляторам помогало оставаться в тени.

Впрочем в избирательном штабе пригодилась и Татьяна Борисовна. Единственная попытка вытащить происходящее в нём на публику, предпринятая Службой Безопасности Президента с треском провалилась. По мнению руководителя СБП Александра Коржакова, занимавшего эту должность 11 лет, именно Дьяченко обеспечила смещение самого Коржакова и закрытие вопроса.


Откуда дровишки? И, кстати, куда?

Скандал разгорелся в конце июня 1996 года. При выходе из Белого дома оперативниками СБП были задержаны сотрудники ельцинского избирательного штаба — заместитель гендиректора телерадиовещательной компании ОРТ Аркадий Евстафьев и глава продюсерской компании «ЛИС’С» Сергей Лисовский.

Найденная у них коробка содержала 538 тысяч долларов США.

Сам Лисовский утверждал, что деньги ему выдали официально на покрытие затрат в рамках акции «Голосуй или проиграешь», но коржаковские сотрудники заявили, что он их попросту украл. Спустя несколько часов заместитель министра финансов Герман Кузнецов доставил документы с подписью Виктора Черномырдина, подтверждавшие законность этих денег и их происхождение с избирательного счёта Ельцина, открытого в Сбербанке.

Но люди Коржакова продержали Евстафьева на допросе 11 часов, да и самого Кузнецова закрыли в соседней комнате примерно на час. Их интересовал механизм финансирования предвыборной кампании и они долго и тщетно выпытывали из Евстафьева имена и фамилии получателей денег. Лисовского отпустили немного ранее…

В распоряжение журналистов попали и некие документы, в которых говорится о том, что все деньги, затраченные на предвыборную кампанию Ельцина, являлись средствами из государственного бюджета. «Отмывались» они, по этой версии, с помощью взаимозачётов между «Газпромомбанком» и Минфином. В ряде московских изданий, связанных с Юрием Лужковым, публиковались фотографии банковских упаковок с печатями этого банка, якобы находившихся в коробке в комплекте с фотокопией протокола допроса некоего Бориса Лаврова. Лавров, по версии журналистов, был сотрудником Газпромбанка, но деньги, почему-то укладывал в коробку из сейфа упомянутого Германа Кузнецова, а не из кассы банка. Возможно, он сначала занёс их в этот сейф из родного банка, а потом, чтобы запутать всех, снова забрал…

Прошёл буквально месяц – и уже по федеральной прессе прокатилась новая версия того же вброса – Борис Лавров сменил место работы на Национальный Резервный Банк Александра Лебедева и пачки денег были оперативно перепакованы ушлыми журналистами. Впрочем, фотографии переделать не удосужились, так что версия осталась ещё более неубедительной, хотя её и трепали ещё несколько лет.

Впоследствии, когда журналисты Коммерсанта попытались разыскать Лаврова для того, чтобы взять у него интервью, они обнаружили, что ни в том, ни в другом банке его не знают.

Другая версия, опубликованная в августе 1999 года бывшими сотрудниками газеты «Совершенно Секретно», гласила, что эти деньги, лежавшие в пресловутой коробке, были обналичены, в числе прочих… с секретных партийных счетов, открытых доверенными лицами КПСС в Тверьуниверсалбанке и банке СБС-Агро в преддверии краха СССР и предполагавшегося ухода КПСС в подполье. Ельцин, имевший хорошие связи среди бывших сопартийцев, сумел переманить одного из хранителей секретной кассы и оплатить борьбу с коммунистами из их же собственных средств. В качестве доказательств опять же приводились плохие фотокопии платёжных поручений, имена и фамилии людей, которых малореально было найти…

Никакой ясности с происхождением денег, в итоге так и не наступило. «Дело о коробке из-под ксерокса» окончательно закрыли в декабре в 1999 года. Позднее, уже в 2000-ых, стало известно, что они были тихо возвращены ельцинскому штабу и тот употребил их в дело…

Сейчас, в 2015 году, история с финансированием ельцинской избирательной кампании любому нормальному человеку напоминает битву Лисы Алисы и Кота Базилио за отобранные у Буратино 5 золотых монет.

Нашей редакции хочется задать вопрос заинтересованному читателю – действительно ли мы должны считать, что олигархические игры вокруг толстой пачки баксов – это непременный атрибут той демократии, к идеалам которой нас сейчас зовёт вернуться определённая часть оппозиции? Или, быть может, нам следовало бы оставить 1990-ые годы в прошлом, посмотрев на них, как на в чём-то полезный, но, в целом, плохой опыт строительства демократического общества, понятый и исправленный уже при новом Президенте?