Россия разжигает сирийский конфликт для удорожания нефти?

Вадим Трухачев: «Следует признать, что в определенной мере нестабильность на Ближнем Востоке выгодна России. Это регион, богатый нефтью, который может во многом изменить положение на нефтяном рынке. А мы слишком прочно сидим на «нефтяной игле» и заинтересованы в сохранении высокой цены на российскую нефть. Так что чем дольше на Ближнем Востоке будут воевать, тем дороже будет наша нефть».

Ежедневно в страны Евросоюза прибывают тысячи беженцев с Ближнего Востока – ожесточенных и готовых на все, чтобы получить сытный гарантированный кусок хлеба. Причины такого наплыва судорожно пытаются определить все, кому только это небезразлично. Не остался в стороне и украинский президент. Правда, в определении виновного Петр Порошенко не блеснул оригинальностью – по его мнению, массовую миграцию организовала наша страна. На экономическом форуме «Ялтинская европейская стратегия» Порошенко на полном серьезе поведал, что этим занимаются «зеленые человечки», прибывающие в Сирию прямо из России.

Действительно, ситуация в Европе заставляет серьезно задуматься о причинах массовой миграции и, самое главное, — что делать с мигрантами. В разумных пределах правительства европейских стран готовы помочь беженцам – Германия, к примеру, согласна обеспечить приют 800 тысячам человек. Однако жить в этой стране, причем неизвестно, на какие средства, желает гораздо большее количество мигрантов. Это, по мнению министра внутренних дел Германии, может привести к выходу страны из Шенгенского соглашения.

Российские «зеленые человечки» в Сирии действительно присутствуют. В рамках поставок вооружения в этой стране работают российские военные специалисты, помогающие сирийским коллегам освоить современную технику. Мария Захарова, официальный представитель российского МИДа, подтвердив эту информацию, подчеркнула, что и поставки, и присутствие консультантов не противоречат нормам международного права. А что касается предназначения вооружения, то тот же МИД не раз заявлял, что оно заключается в борьбе с международным терроризмом.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал журналист-международник, один из известнейших столичных обозревателей Вадим Трухачев.


— Как Вы считаете, украинский президент проявил инициативу, или идею обвинить Россию в бедах Ближнего Востока (все воюют против всех) и Евросоюза (наплыв беженцев) ему подкинули на Западе?

— Да и то, и то возможно. Мы же понимаем, что проблема беженцев зависит не только и не столько от их количества, сколько от отношения к ним в Евросоюзе. Ситуация простая и не раз проверенная на бытовом уровне: если ваш сосед-алкоголик попросит у вас «налить стакан», потому что «у тебя есть, я знаю», а вы вдруг поддадитесь и нальете – то все, эта «народная тропа» уже никогда не зарастет. Точно так же обстоят дела и с мигрантами в ЕС: стоит только пойти на уступки, как требования станут возрастать в геометрической прогрессии. Сегодня Германия объявила квоту почти на миллион человек – а завтра своего потребуют два миллиона, потом четыре, и пошло-поехало.

Президент Украины может говорить все, что угодно – это еще не сделает его слова явью. К примеру, Бастрыкин неизвестно с чего вдруг взял в голову, что Арсений Яценюк, в бытность свою студентом и (по выражению Рамзана Кадырова) ботаником, расстреливал русских – это имеет столь же малое отношение к действительности, что и слова Порошенко. Ну, обменялись политики колкостями, как не раз уже было и будет не раз.

При этом неважно, собственную ли идею озвучил Порошенко или кем-то «подкинутую». Он, к примеру, мог предложить лишить Россию права голоса в Совете Безопасности – и что? Даже если это предложение вдруг и увенчалось бы успехом – что бы это изменило? Россия как была Россией, так и останется. Вот Германия вообще не является членом Совбеза, что не мешает этой стране иметь первый, если не единственный, голос в Европе.

Действительно, сегодня все чаще в общественном сознании возникает идея, что потоки беженцев в Евросоюз кто-то направляет, и чаще всего в роли этого «кого-то» видят именно нашу страну. Лично мне же кажется, что, если кто-то беженцев и направляет, так это ИГИЛ и созданный им в Сирии беспредел. К тому же бегут ведь не только из Сирии, но и из других стран, к примеру, из Ливии – а оттуда-то кто их направляет?


— Перейдя от дипломатической поддержки Асада к военной (во всяком случае – к более активной), Москва пытается спутать карты Вашингтона на Ближнем Востоке? Ведь не секрет, что если от региональных конфликтов кто-то и получает выгоду, так в первую очередь США. Да и про то, что ИГИЛ – их детище, многие эксперты уже давно говорят.

— Ну, лично я так не думаю – мне кажется, что для России сегодня собственные проблемы более актуальны. Хотя следует признать, что в определенной мере нестабильность на Ближнем Востоке нам выгодна. Это регион, богатый нефтью, который может во многом изменить положение на нефтяном рынке. А мы слишком прочно сидим на «нефтяной игле» и заинтересованы в сохранении высокой цены на российскую нефть. Так что чем дольше на Ближнем Востоке будет полыхать конфликт, причем нигде четко не локализующийся, иначе говоря – чем дольше здесь будут воевать, тем дороже будет наша нефть.

А насчет Америки – мне кажется, что с Америкой нам надо не конфликтовать, а искать пути сближения. Судите сами, стратегия импортозамещения пока нам не особо удается. Если, к примеру, завтра Штаты в ответ на наше продовольственное эмбарго вдруг лишат нас своей сельскохозяйственной техники, то что мы будем делать с нашими урожаями? Убирать серпами да лопатами, в двадцать первом-то веке? Так что, скорее всего, Владимир Путин будет искать именно точки соприкосновения с США, а не затевать очередной этап «разборок». Во всяком случае, именно это будет озвучено мировой общественности.