Невоплощенные проекты Москвы

Многим из нас будет интересно посмотреть на эскизы и проекты, которые могли бы стать частью Москвы. Генеральный план предусматривал развитие центра города как единой системы магистралей, площадей и набережных с уникальными зданиями, олицетворяющими идеи и достижения социализма.

Архитектура Москвы 30-х — начала 50-х годов, несомненно, занимает центральное место в отечественном зодчестве эпохи социализма. По своей самобытности и размаху это наиболее яркое воплощение социалистической утопии в архитектуре. Особенностью архитектурного процесса этого периода было то, что он всецело определялся амбициозными государственными заданиями. Для их реализации организовывались масштабные архитектурные конкурсы, на которые приглашались архитекторы самых различных ориентации и творческих школ.

А. Веснин, В. Веснин

В 1934 году был объявлен конкурс на здание Народного Комиссариата тяжелой промышленности (Наркомтяжпром) на Красной площади. Сооружение этого грандиозного комплекса в 110 тыс.м3 на площади в 4 га привело бы к радикальной реконструкции Красной площади, прилегающих улиц и площадей Китай-города. На первый этап конкурса было подано 12 проектов. Впечатляющие проекты братьев А. и В. Весниных — лидеров движения конструктивизма — не были отмечены жюри, как, впрочем, и проекты других участников, хотя на конкурс были представлены выдающиеся архитектурные решения, вошедшие в число интереснейших проектных идей нашего столетия.

При решении планировки китайгородского района авторами была поставлена задача решения ансамбля ряда площадей (Красная площадь, Свердлова, Дзержинского и др.) как основного ядра всего города, принимающего в себя все главные магистрали, и создания нового архитектурного центра пролетарской столицы.

Оставляя существующее кольцо площадей, авторы выявили магистраль север-юг и пробили магистраль Маросейки до Манежной площади. На пересечении этих магистралей образовалась площадь, служащая аванплощадью перед Красной площадью и обеспечивающая её от транзитного движения. Сюда же подведена новая Кировская улица с ориентировкой на ось мавзолея.

Эскиз перспектива

Генплан и план цокольного этажа

Продольный разрез

План 2-го и 3-го этажей

Макет

Фрагмент фасада

Вся центральная часть Китай-города превращается в парк, раскрывающий перспективу как на Красную площадь и Кремль, так и на Дом Народного комиссариата тяжёлой промышленности.

В решении генплана участка используются особенности рельефа местности: спускающиеся к Москва-реке террасы одновременно служат стилобатом для всего здания.

Над главным вестибюлем проектируется этаж показательных магазинов и выставок продукции. В верхней части квадратного основания размещаются руководящие органы наркомата и большой конференцзал на 500 человек.

Все помещения наркомата размещаются в 32 этажах звездообразной башни с вертикальным транспортом в центре. Общее число комнат башни — 3780.

Общественная часть, расположенная между зданиями наркомата и проектных организаций, имеет связь с наркоматом посредством четырёх переходов. В общественной части здания запроектирован клуб, расположенный с 5 по 9-й этаж и включающий большой зрительный зал на 1500 человек.

Конструкция зданий принята в виде железного каркаса с заполнением облегчёнными материалами. Облицовка — в основном светлосерый мрамор с частичным применением цветных и нержавеющих металлов. Кубатура здания: первая очередь — 1273000 м3, вторая — 287000 м3 и третья — 500000 м3, а всего — 2060000 м3.

Еще проекты ..

Здание Наркомата тяжелой промышленности.( И. Фомин, П. Абросимов, М. Минкус. 1934)

И. Фомин — крупнейший представитель петербургской школы неоклассического направления в отечественной архитектуре, сложившийся как мастер еще в дореволюционное время. Даже в 20-е годы, в период полного господства конструктивизма, Фомин сумел остаться верным классическим принципам в архитектуре и даже разработал так называемый «пролетарский ордер». «Две основные вертикали главного фасада даны для того, чтобы создать щель, через которую хорошо было бы смотреть на мавзолей. По площади Свердлова здание заканчивается прямым торцом корпуса. Здесь избран прием силуэтного решения. Этот торец мы разрываем очень парадной аркой, отвечающей характеру старой архитектуры площади. Здание в плане представляет замкнутое кольцо. Так как композиция является замкнутой, мы не хотели подниматься в целом выше 12—13 этажей и только башни будут достигать высоты 24 этажа». Из объяснительной записки к проекту.

На стилобате, отвечающем Кремлевской стене, поставлены четыре башни, доходящие высотою до 160 метров. Ритмическое построение, выражающееся в четырех вертикальных элементах и колоннаде стилобата, создает зрительную протяженность, необходимую для продольного обрамления площади, и отвечает построению Кремлевской стены. Членение по вертикали соответствует четырем членениям Кремлевской башни, что необходимо для включения здания в общий ансамбль. Запроектирован единый вестибюль протяженностью вдоль Красной площади». Из объяснительной записки к проекту

Проект «Наркомтяжпрома». Конкурсный проект Ивана Леонидова

Вот как сам Леонидов охарактеризовал свой проект: (из пояснительной записки)

«Я считаю, что архитектура Кремля и Василия Блаженного должна быть подчинена архитектуре Дома Наркомтяжпрома, а само здание НКТП должно занять центральное место в городе.

Исторические мотивы должны быть композиционно подчинены принципу художественного контраста этому ведущему объекту…

В проекте центром композиции являются высотные башни, выбор которых обусловлен соображениями функциональными и архитектурными (требование стройности, композиции, движения, пространственности, величины). Низкие части здания (зал, трибуны, выставки, задний корпус) по своей высоте отвечают окружающей архитектуре и композиционно строятся в ограниченном контрасте нижнего плана.

Башен три. Первая – прямоугольная в плане, с легким пространственным верхом, обращена фасадом на Красную площадь. Верх башни стеклянный, с подвесными террасами металлической конструкции (нержавеющая сталь).

Круглая башня задумана, как контрастирующая первой, живописная по форме и обработке. Башня обработана террасами-трибунами. Материал – стеклянный кирпич, что дает возможность сохранить цельность формы используя фактурные эффекты необычайного материала… Ночью башня будет выделяться своим светлым силуэтом с едва заметной сеткой конструкции и темными пятнами террас-трибун.

Третья башня задумана пространственной в плане, простой и строгой в фасадах.

Красная площадь делится на две террасы, находящиеся в разных уровнях, что дает возможность при военных парадов добиться новых эффектов (например, пустить в одной плоскости танки, в другой кавалерию…)

Террасообразный принцип решения площади обеспечит и хорошую видимость Мавзолея.»

Три разные по высоте и силуэту башни, соединенные между собой на разных высотах переходами должны были быть видны со всей Москвы и её окраин. По вечерам одна из башен, с полностью стеклянным фасадом, создавала бы космическое зрелище.

Дом Наркомтяжпрома Леонидов создал в период, когда с ним уже боролись. Боролись не просто с Леонидовым, а с «леонидовщиной», ставшей в 30-е страшным ругательством. Означало оно, как писал журнал «Искусство в массы», «слепое подражание западным образцам, фетишизм архитектурных форм, развивающихся независимо от классовой борьбы, и игнорирование вопросов экономичности сооружений».

братья Веснины

Мельников

Щусев в соавторстве с Фридманом

Однако, очень быстро от строительства Дома Наркомтяжпрома на Красной площади отказались.

Но по утвержденному в 1935 году Генеральному плану реконструкции Москвы для него отводилось место поблизости — территория Зарядья.

Инженером Шумилиным был составлен проект оформления центральной части Москвы по которому Красную площадь следовало переименовать в проспект Мавзолея с уничтожением Иверских ворот, а также со сносом зданий на территории Китай-города и Зарядья.

Лишенная архитектурного ограничения Красная площадь превращалась в необъятное пространство, на которое во всей полноте раскрывалась грандиозная композиция Дома Наркомтяжпрома

Вот фотомонтаж, иллюстрирующий подобный проект Мордвинова

Ни один довоенный проект не удовлетворил заказчика (т.е. государство по сути), а во время ВОВ не до строительства было.

Конкурс на проект Дворца Советов в Москве — один из самых масштабных и представительных архитектурных конкурсов нашего столетия. Идея сооружения в столице первого в мире государства рабочих и крестьян здания, способного стать символом «грядущего торжества коммунизма», появилась уже в 20-х годах. Дворец Советов было решено построить на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Конкурс на проект Дворца Советов объявили в 1931 году, и он проходил в несколько этапов.

Всего на конкурс было представлено 160 проектов, включая 12 заказных и 24 внеконкурсных, а также 112 проектных предложений, 24 предложения поступили от иностранных участников, среди которых были всемирно известные архитекторы: Ле Корбюзье, В. Гропиус, Э. Мендельсон. Ясно обозначившийся к этому времени поворот советской архитектуры к наследию прошлого обусловил и выбор победителей. Высшие премии были присуждены архитекторам: И.Жолтовскому, Б. Иофану, Г. Гамильтону (США). В дальнейшем Совет Строителей Дворца Советов (в который одно время входил и сам Сталин) принял за основу проект Б. Иофана, который и был после многочисленных доработок принят к осуществлению.

Конкурс на проект Дворца техники был объявлен в 1933 году. Сам объект проектирования представлял собой комплекс научных и технических учреждений, он должен был стать в столице страны, находящейся в активном процессе индустриализации, центром, призванным «вооружать массы достижениями советской техники в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи». Местом строительства Дворца был выбран участок на берегу Москвы-реки. Индустриальность решения проекта А. Самойлова и Б. Ефимовича — не дань уже ушедшему в прошлое конструктивизму, а скорее иллюстрация «технократического» характера самого объекта проектирования. Дворец техники сооружен не был.

Здание военного наркомата. (Л. Руднев. 1933)

Сооружения архитектора Л. Руднева принадлежат к числу наиболее заметных в Москве. Он руководитель авторского коллектива проекта Высотного здания МГУ на Ленинских горах (1953). В 30-е годы по проектам Руднева был выстроен ряд зданий Наркомата обороны: Военная академия РККА им. Фрунзе на Девичьем поле (1932), здания Наркомата обороны на Фрунзенской набережной (1936) и на ул. Шапошникова (1933). Для зданий этого ведомства архитектор выработал особый стиль с мотивами грозной неприступности и подавляющей мощи, отвечающий официальному образу Красной Армии. Проект здания на Арбатской площади, который был реализован лишь частично, отражает переход архитектора от мрачного величия зданий наркоматов обороны 30-х годов к мажорной помпезности, которая стала характерна для архитектуры 40-х — начала 50-х годов.

Сооружения архитектора Л. Руднева принадлежат к числу наиболее заметных в Москве. Он руководитель авторского коллектива проекта Высотного здания МГУ на Ленинских горах (1953). В 30-е годы по проектам Руднева был выстроен ряд зданий Наркомата обороны: Военная академия РККА им. Фрунзе на Девичьем поле (1932), здания Наркомата обороны на Фрунзенской набережной (1936) и на ул. Шапошникова (1933). Проект здания на Арбатской площади, который был реализован лишь частично, отражает переход архитектора от мрачного величия зданий наркоматов обороны 30-х годов к мажорной помпезности, которая стала характерна для архитектуры 40-х — начала 50-х годов.

Вот то, что мы видим сейчас на Фрунзенской:

В 1934 году весь мир следил за драматической судьбой экипажа ледокола «Челюскин», дрейфовавшего на льдине после гибели судна в Чукотском море. Летом того же года Москва встречала отважных челюскинцев и спасших их летчиков, которые первыми были удостоены звания Героя Советского Союза. Новые традиции социалистической жизни требовали увековечения славного подвига советских людей в монументальных формах.

Здание «Аэрофлота», которое планировалось возвести на площади у Белорусского вокзала, было задумано архитектором Д. Чечулиным как монумент героической советской авиации. Отсюда остросилуэтное решение, «аэродинамическая» форма высотного корпуса и скульптурные фигуры героев-летчиков: А. Ляпидевского, С. Леваневского, В. Молокова, Н. Каманина, И. Слепнева, И. Водопьянова, И. Доронина, — увенчивающие семь ажурных арок, повернутых перпендикулярно главному фасаду и составляющих своеобразный его портал. В работе над проектом принимал участие скульптор И. Шадр, лепивший фигуры летчиков.

Проект в своем первоначальном виде и назначении осуществлен не был. Почти полвека спустя общие идеи проекта были воплощены в комплексе Дома Верховного Совета РСФСР на Краснопресненской набережной (ныне Дом Правительства).

Проект Дома книги — пример характерного для начала 30-х годов решения здания как «архитектурного монумента». Трапециевидный, устремленный ввысь силуэт, упрощенные архитектурные формы и обилие скульптуры на всех частях здания. Архитектор И. Голосов в 20-е годы ярко проявил себя в русле конструктивизма (он автор хрестоматийно известного Клуба имени Зуева), а в последующие годы создал интересные решения в духе новой советской классики. Участвовал в конкурсах на проект Дворца Советов и Наркомтяжпрома, где предложил оригинальные проекты. Работы Голосова отличают черты, которые определяют как «символический романтизм». «Архитектор должен быть свободен от стиля, в старом, историческом смысле этого слова, и должен сам творить стиль…

Для этого должны быть даны руководящие правила и законы, облегчающие зодчему в каждом отдельном случае избрание правильного пути к разрешению задачи художественного творчества… Необходимо установить только непреложные положения, являющиеся неизбежными, истинными и несменяемыми. Таких положений очень много, и эти положения, несомненно, неся в себе абсолютную ценность, одинаково приемлемы как к классической архитектуре, так и к архитектуре нашего времени». И. Голосов. Из лекции «Новые пути в архитектуре».

С октябре 1942 года, в самый разгар Великой Отечественной войны газета «Литература и искусство» сообщала: «Заканчивается конкурс на монументы героям Великой Отечественной войны. От московских скульпторов и архитекторов поступило около 90 работ. Получены сведения о высылке проектов из Ленинграда, Куйбышева, Свердловска, Ташкента и других городов СССР. Ожидается прибытие свыше 140 проектов». С целью ознакомить общественность с материалами конкурса зимой и весной 1943 года в Москве были устроены три выставки, на которых экспонировались представленные проекты. Условия конкурса среди прочих тем предусматривали и создание монумента «Героическим защитникам Москвы». Выбор места для монумента представлялся на усмотрение конкурсантов. Автор «Арки героев» архитектор Л. Павлов предложил разместить свой памятник на Красной площади. Монумент сооружен не был.

Архитектор В. Олтаржевский, совместно с А. Мордвиновым, автор Высотного здания гостиницы «Украина» на Кутузовском проспекте. В. Олтаржевский много занимался архитектурной теорией и методами возведения высотных зданий. В 1953 году вышла его книга «Строительство высотных зданий в Москве», в которой он пытался найти связь этой архитектуры с традициями русского зодчества. Особое внимание В. Олтаржевский уделял конструкциям и многообразным видам инженерно-технического оснащения «высоток». Проект Олтаржевского осуществлен не был. Высотный дом на пл. Восстания был сооружен по проекту архитекторов М. Посохина и А. Мндоянца.

И только в 1947 году, после того как было принято постановление о строительстве высотных зданий, призванных возродить утраченную выразительность силуэта Москвы, в Зарядье было запроектировано 32-этажное административное здание по проекту Чечулина. Это здание становилось главной вертикальной доминантой Москвы, центром целого ожерелья высотных зданий.

Первоначальный проект

Который после некоторых незначительных трансформаций стал выглядеть так:

В 1947 году Советское правительство приняло постановление о строительстве в Москве Высотных зданий. К началу 50-х годов Высотные здания на Ленинских горах (МГУ), на Смоленской площади (МИД), на Лермонтовской площади (административное здание), на Комсомольской площади и на Кутузовском проспекте (гостиница «Ленинградская» и «Украина»), на Котельнической набережной и на площади Восстания (жилые дома) были построены. И только строительство 32-х этажного административного здания в Зарядье, которое должно было стать одной из главных доминант в силуэте центра столицы, не было завершено. Его сооружение было прервано после известного постановления 1955 года, осудившего «излишества и украшательство в архитектуре» и обозначившего начало новой эпохи в советской архитектуре. Уже возведенные конструкции были разобраны, а на фундаментах Высотного здания по проекту того же Д. Чечулина в 1967 году построена гостиница «Россия».

Вот что было записано в постановлении Моссовета от 1935г: «Красную площадь расширить вдвое, а центральные площади — им. Ногина, им. Дзержинского, им. Свердлова и Революции — в 3-летний срок реконструировать и архитектурно оформить. Территорию Китай-города освободить от существующей мелкой застройки, за исключением отдельных крупных сооружений, и вместо них построить несколько монументальных зданий государственного значения.

Высокий холмистый берег (Зарядье) освободить от мелких построек с сооружением на этом участке монументального здания Дома промышленности и с оформлением сходов к реке.»

Вид на зарядье:

Проект административной высотки:

Однако, проектам не суждено было сбыться. Разбор конструкций, металл с которых использовался в строительстве спорткомплекса Лужники:

В итоге была построена гостиница «Россия» и недавно снесена.

Гостиница Моссовета («Москва»). (Л. Савельев, О. Cтапран. 1931)

С 1931 году Моссовет провел закрытый конкурс на проект огромной гостиницы на 1000 номеров, самой благоустроенной по меркам тех лет. В конкурсе участвовало шесть проектов, лучшим был признан проект молодых архитекторов Л. Савельева и О. Стапрана. Архитектурная и широкая пресса внимательно следила за всеми этапами проектирования и строительства: в градостроительном отношении здание имело огромное значение — оно располагалось на пересечении главной магистрали столицы улицы Горького с вновь прокладываемой «Аллеей Ильича», громадным проспектом, который вел к Дворцу Советов.

Когда стены будущей гостиницы «Москва» уже возводились, руководителем авторского коллектива архитекторов был назначен академик А. Щусев. В проект гостиницы, его фасад, были внесены изменения в духе новой монументальности и ориентации на классическое наследие. Согласно легенде, Сталин подписал сразу оба варианта решения фасада здания, поданные ему на одном листе, в результате чего фасад выстроенной гостиницы оказался несимметричным. Строительство было завершено в 1934 году. «Аллея Ильича» проложена не была, следы ее прокладки — нынешняя Манежная площадь, образовавшаяся на месте снесенной застройки Моховых улиц.©

Вот что получилось:

ТАСС. Проект архитектора Голосова:

Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) было создано 10 июля 1925 постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР на базе Российского Телеграфного агентства. Обладало исключительным правом на распространение информации о событиях за пределами СССР

Причём, здание ТАСС должно было быть в 20 этажей высотой, советский начальник по неизвестной причине запретил строить выше того, что получалось. Поэтому входная группа смотрится несколько странно в общем масштабе.

Надеюсь вам понравилась экскурсия по Москве невоплощенной.

Эскизный проект герба Москвы


Источник