Следственный комитет остановил вывод 8 млрд рублей за рубеж начальством ТоАЗа

Следственным комитетом предотвращен вывод за границу практически 8 миллиардов рублей, которые были предназначены для выплаты отстраненному от поста председателя совета директоров ОАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ) Сергею Махлаю, а также бывшему директору предприятия Евгению Королеву.

С помощью Басманного суда Москвы был произведен арест счета, где находилась данная сума денежных средств. Мосгорсудом такое решение было признано законным, сообщил «Коммерсант».

Предпосылкой к разбирательству послужило решение совета директоров ТоАЗа, которое касается выплаты рекордных для компании дивидендов за 2015 год – более 7,7 млрд рублей. Такая информация появилась еще в мае 2016 года.

Изначально предполагалось, что часть прибыли предприятия будет направлена на выплату вознаграждений членам советов директоров. При этом чистая прибыль ТоАЗа в 2015 году составила 21,7 млрд рублей. Следует напомнить, что основными владельцами ТоАЗа являются структуры семьи Сергея Махлая и его отца Владимира, еще 9,7% принадлежит «Уралхиму».

Однако практически сразу появились сомнения, что до акционеров дивиденды могут не дойти, так как по итогам 2014 года выплату в 5,3 млрд рублей не одобрили в связи с отсутствием кворума.

Поимо этого, разрешение вопроса было осложнено уголовным делом о мошенничестве в особо крупном размере и злоупотреблении полномочиями (ст. 159 и ст. 201 УК РФ), которое расследуется с 2012 года ГСУ СК. Его фигуранты — сын и отец Махлаи, бывший гендиректор ТоАЗа Евгений Королев и два швейцарских партнера владельцев предприятия – руководитель компании Ameropa AG Андреас Циви и глава фирмы Nitrochem Distribution AG Беат Рупрехт.

Всех их заочно арестовали и в 2014 году объявили в международный розыск. В 2015 году у следователей СК с помощью суда получилось добиться замораживания счетов, с которых ТоАЗ должен был перечислить около 600 млн рублей Сергею Махлаю (год назад суд отстранил его от должности) и Евгению Королеву в качестве вознаграждения за работу в совете директоров предприятия.

В 2016 году Следственный комитет также добился того, чтобы экс-руководители и акционеры не получили денег со счетов предприятия. В июне текущего года, после того, как стало известно о вероятной выплате гигантских дивидендов, представители СК направили в Басманный суд ходатайство. Они просили арестовать счета ТоАЗа, на которых находились деньги. Как следовало из документов следствия, Сергей Махлай должен были быть перечислены, общая сумма которых составляет 5,4 млрд рублей. Предполагалось, что основная доля этой суммы будет переведена на счета нескольких компаний – зарегистрированной на Ангилье Trafalgar Developments Ltd, Instantania Holdings Ltd с Британских Виргинских островов, Halnure LTD из Уругвая и т. п.

Помимо этого, Сергею Махлаю полагалось и вознаграждение за работу в размере более чем 1,3 млрд рублей, 430 млн рублей причиталось Евгению Королеву за работу в совете директоров, а еще около 1 млрд рублей – Андреасу Циви в качестве дивидендов.

Следователи СК называли арест мерой обеспечения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа, а также других имущественных взысканий.

Как отмечает издание, сумма общего ущерба в рамках уголовного дела, по мнению следствия, может достигать 100 млрд рублей.

Адвокаты Сергея Махлая, а также ряда коммерческих фирм, на счета которых могли быть перечислены средства, оказались не согласны с решением Басманного суда. Они обжаловали его в апелляционной инстанции Мосгорсуда. Тем не менее, доводов защиты Махлая в Мосгорсуде оказалось недостаточно, и на днях решение Басманного суда апелляционной инстанцией было признано законным и обоснованным.

Издание отмечает, что у следствия есть версия, согласно которой в 2008-2011 годах ТоАЗ продавал свою продукцию – аммиак и карбамид – за границу. Цена была искусственно занижена и не соответствовала их рыночному уровню.

В то же время первые сложности с правоохранительными органами у руководителей ТоАЗа обрисовались еще в начале 2000-х годов и в большей степени они затрагивали неуплату налогов, а также методику определения стоимости аммиака. Это вещество наряду с карбамидом и метанолом является основной продукцией химического гиганта, руководителем которого раньше был Владимир Махлай. Позже он передал управление ТоАЗом сыну Сергею.

По утверждению представителей отца и сына Махлаев, они торгов на аммиак и карбамид на рынке не проводили, и поэтому у них не было механизма их оценки. Однако в 2012 году представителями одного из миноритариев ТоАЗа – ОАО «ОХК «Уралхим»» – было написано заявление в правоохранительные органы. По их утверждениям, в 2008-2011 годах ТоАЗ через своих швейцарских партнеров осуществлял реализацию продукцию по заниженным ценам.

Вначале ущерб оценивали в 200 млн долларов, затем он возрос до 550 млн долларов, а теперь разница в сторону занижения составляет по аммиаку около 2 млрд долларов, а по карбамиду – до 600 млн долларов.

Отец и сын Махлаи, которые успели выехать в Штаты до избрания меры пресечения, свою вину не признали.

http://vz.ru/news/2016/10/17/838390.html