Гнев неуспешных: почему экс-губернатор Владимир Груздев стал мишенью для критики?

Скандалы, интриги и расследования продолжают сотрясать российскую политическую элиту. Самый актуальный пример – шумиха вокруг Владимира Груздева, бывшего губернатора Тульской области. Этого экс-чиновника, который купил себе недавно виллу на итальянском острове Сардиния, в зарубежной и российской прессе обвиняют сейчас чуть ли не во всех смертных грехах.

Но в оправдание г-на Груздева нужно, как минимум, заметить, что это не первый случай, когда российские госслужащие вкладывают средства в зарубежные активы.

Суть претензий, которые выдвигаются сейчас в СМИ и блогосфере, состоит в том, что г-н Груздев купил свой роскошный особняк на средства, нажитые нечестным путем, проще говоря – ворованные. В связи с этим Владимиру Сергеевичу припомнили скандалы вокруг его бывших подчиненных: например, историю с участником его губернаторской команды Максимом Мищенко, который растратил бюджетные средства, предназначавшиеся для конференции ветеранов Чернобыльской катастрофы, и угодил недавно за решетку на 2,5 года. Супруге экс-губернатора, г-же Ольге Груздевой, даже пришлось пригрозить итальянскому изданию La Stampa судебным разбирательством и специально оправдываться перед Forbes в связи с этими новостями – провести некий «ликбез» и «на пальцах» объяснять не очень образованной, но весьма доверчивой публике, откуда у мужа столько денег. Особенно интересной, и в то же время показательной для менталитета современного российского общества стала реакция тульских медиа и блогеров. Местные жители поспешили обвинить бывшего главу региону в казнокрадстве, несмотря на то, что следственные органы официальных претензий к г-ну Груздеву пока еще не предъявляли.

При этом все СМИ, растиражировавшие информацию о зарубежной вилле Груздева, почему то упорно игнорировали тот очевидный факт, что его семья – как минимум не из бедняцкой среды. Владимир Сергеевич – типичный новорусский магнат, сделавший свое состояние в лихие 1990-е годы. Общеизвестно, что он и его близкие в течение 20 лет, а именно до 2010 года, владелисетью магазинов «Седьмой континент», после продажи которой создали новую сеть фэшн-магазинов «Модный континент». По словам представителей семьи Груздева, бизнес этот успешно развивается, что по итогам 2016 года позволило Владимиру Сергеевичу сохранить 135 позицию в новом рейтинге Forbes «200 богатейших бизнесменов России» и, более того, увеличить капитал на 200 миллионов долларов США.

Еще один важный для понимания ситуации момент состоит в том, что зарубежной недвижимостью обзавелись очень многие отечественные политики, и не только бывшие, но и действующие. Привычка российской элиты жить на широкую ногу вполне известна нашей публике (некоторые подробности можно посмотреть, например, вотздесь ). Та же Италия, избранная экс-губернатором Груздевым в качестве нового места жительства, пользуется популярностью у нескольких российских сенаторов: недвижимостью на Апеннинском полуострове обзавелись члены Совета Федерации Олег Еремеев, Ахмет Паланкоев и Александр Верховский. То есть, Груздев – не единственный владелец заводов, домов и пароходов среди бывших российских чиновников. Как выяснили когда-то в своем громком расследовании журналисты РБК, зарубежная недвижимость есть у многих нынешних «власть имущих». У депутата Госдумы Аркадия Пономарева три квартиры в Испании. У замминистра регионального развития РФ Михаила Крука целое латифундистское хозяйство в Эстонии: ему принадлежат 2,6 га. И, если уж говорить о поместьях, то министра сельского хозяйства Александра Ткачева пресса называет крупнейшим землевладельцем Европы. Хотя за примерами далеко ходить не нужно: вспомним недавнее нашумевшее расследование одного оппозиционного деятеля, касающееся виноградников и прочих земельных угодий, которыми, вполне возможно, владеет один из высокопоставленных чиновников России.

В общем, Груздев – далеко не единственный российский чиновник-миллиардер. Борцам за «народное счастье» можно было бы избрать для своих нападок куда более очевидные мишени. В разное время в наличии незадекларированной недвижимости когда-тообвиняли вице-премьера Игоря Шувалова,критиковали на этом же основании министра Михаила Абызова, других высокопоставленных лиц. На фоне недвижимости, находящейся в собственности у многих упомянутых выше государственных деятелей, 400-метровая вилла Владимира Сергеевича на Сардинии выглядит достаточно скромно.

Возникает поэтому логичный вопрос: почему мишенью общественного недовольства стал именно Владимир Груздев. Ответ, наверное, очевиден: в России не принято относиться с уважением к успешным людям. Любопытно, что примерно об этом говорил недавно и сам Владимир Сергеевич. В своих аккаунтах в соцсетях он процитировал очень меткое высказывание выдающегося русского мыслителя Л.Н. Гумилева: «дискредитация сильного всегда была уделом слабых и корыстных».

Думается, что критики г-на Груздева, как в Туле, так и в других городах и весях нашей страны, могли бы направить свою энергию, растрачиваемую сейчас попусту в интернет-баталиях, в более конструктивное русло. Тогда покупки зажиточных людей не будут вызывать такого ажиотажа: и неважно, где они будут сделаны: в Италии или, например, в Туле. Впрочем, во всей этой шумной и сложной истории ясной является как минимум одна тихая и простая истина: а именно, мотив, по которому г-н Груздев решил поселиться подальше от своих бывших подопечных в Тульской области. Логику его переезда на Сардинию вполне можно понять: народ здесь любит перемывать чужие косточки, не останавливаясь перед личностями бывших руководителей.