Беспринципность не имеет национальности


К разгону Института саяно-алтайской тюркологии и восточных языков приложил руку председатель ВС Хакасии Владимир Штыгашев?

Пять лет назад началась реорганизация Института саяно-алтайской тюркологии и восточных языков (ИСАТ), входившего в состав Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Эта «реорганизация» в итоге привела к тому, что «был институт — и нету института». Сложно оценить ущерб, который был нанесен национальной культуре региона.

Сложно оценить ущерб, который был нанесен национальной культуре региона. Но еще поразительнее, что к случившемуся могут быть причастны «свои»: вероятно это председатель Верховного Совета Хакасии Владимир Штыгашев и его дочь, тогдашний ректор головного вуза республики Ольга Штыгашева.


Удар по национальной культуре нанесли изнутри

Приведенная выше притча применима и к известной истории с «реорганизацией» Института саяно-алтайской тюркологии и восточных языков (ИСАТ), входившего в состав Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, о которой на днях опять заговорили в СМИ. Напомним, речь в статье идет о той серьезной угрозе, которая нависла сейчас перед хакасской культурой. Культура нашего народа, его язык не столь уж далеки сейчас от грани исчезновения, это подтверждают и цифры бесстрастной статистики.

Но одно дело — демография. Да, цифры безрадостные, да, обстановка тревожная. Да, надо принимать какие-то меры.

Но по меньшей мере ситуацию не нужно усугублять! Не нужно вредить! Огонь разрушения и так уже не просто тлеет, а разгорается, и подливать в него масло — безумие.

Именно таким безумием и стала в свое время (пять лет назад) «реорганизация» ИСАТ в составе ХГУ им. Н.Ф. Катанова, о которой сейчас пишут в СМИ. Причем на сегодняшний день ситуация лучше всего описывает поговоркой «а воз и ныне там»: был институт — и нету института.

Однако чувствуется, что нам чего-то не договаривают. Или, по меньшей мере, стараются о чем-то умолчать, обойти, максимум — намекнуть. Что же, попробуем расшифровать намеки.


Кто позволил закрыть ИСАТ?

Итак, смотрите. Сложную ситуацию в Институте саяно-алтайской тюркологии и восточных языков по всей видимости допустила тогдашний ректор Хакасского государственного университета

Ольга Владимировна Штыгашева

. Ректор головного вуза республики — должность конечно статусная. Но уж только не настолько, чтобы ничтоже сумняшеся вот так взять и разогнать уникальную научно-учебную организацию, специализирующуюся на культуре хакасского народа. И тем более не настолько, чтобы мановением руки собирать у себя глав городов и районов (см. ниже), чудес не бывает. Тут никакое участие в списке кадрового резерва правительства не поможет — и кстати, как в этот список попадает скромный профессор-медик?

Читаем внимательно. Ага, «дочь уважаемого и всем нам известного В.Н. Штыгашева»!

Позвольте, а не о Владимире ли Николаевиче Штыгашеве идет речь? Да-да, том самом — председателе Верховного Совета Республики Хакасия. Председательствующем в высшем законодательном органе республики с незапамятных времен. Интернет подтверждает: точно, тот самый.

Ну тогда получается, что ситуация упрощается? Дочь всесильного чиновника вполне же может себе позволить то, чего не может себе позволить никто?

Другой вопрос, что разваливать культуру собственного народа (а «разгон» ИСАТ — это именно что большой шаг на пути этого развала) — шаг настолько дерзкий, что вот просто так его не предпримешь, даже при наличии сверхвлиятельного отца. Как минимум, не обойдешься без того, чтобы посоветоваться с добрым и щедрым родителем. «Папочка, а можно я разгоню ИСАТ? — Можно, деточка, тебе все можно!», — наверное, примерно так могла выглядеть беседа Ольги Владимировны с Владимиром Николаевичем.

И дальше, как говорится, понеслось. С подробностями можно ознакомится на интернет-форуме khakasia.com: позволим себе пространную цитату, где описывается, как якобы проходила пресловутая «реорганизация». Конечно же верить данной информации или нет каждый должен решить сам, мало ли в сети странных форумов, однако автора данных строк указанная информация заставила серьезно задуматься.

«1 марта 2012 года вступил в силу приказ ректора Штыгашевой О.В. о реструктуризации Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, выразившейся в сокращении штатных административных единиц и укрупнении структурных подразделений, в ходе которого образуются два крупных института: Институт информационных технологий и инженерного образования и Институт филологии и межкультурной коммуникации, в состав последнего и войдет кафедра хакасского языка и литературы, оставшейся целой от трех кафедр Института саяно-алтайской тюркологии и восточных языков.

***

Необходимость данных преобразований Штыгашева О.В. объясняет демографическим провалом. Она заявила о снижении численности абитуриентов и сокращении набора, а также декларировала снижение численности хакасов, обучающихся родному языку аж до 2%.

… Согласно докладу министра образования Салата Г.А. на совещании, посвященному Международному дню родных языков «Изучение родных языков в образовательных учреждениях Республики Хакасия: актуальные проблемы и пути их решения»: «в школах Республики Хакасия обучается 8651 ребенок хакасской национальности, из них изучает хакасский язык 5987 человек (69%), в том числе как самостоятельный предмет – 5556 человек (92,8% от числа изучающих), факультативно – 413 человек (6,9% от числа изучающих), через кружковые занятия – 18 человек (0,3% от числа изучающих)».

Далее смысл послания авторов этой не однозначной записи сводится к тому, что либо Штыгашева, либо министр Салата в данном случае дезинформировали слушателей. Но, что немаловажно, министр опиралась на цифры официальной отчётности, так что кто тут лукавит вполне понятно.

История имела продолжение: сторонники сохранения ИСАТ создали инициативную группу. Им даже удалось встретиться с госпожой ректором, но вместо конструктивных переговоров они по видимому получили обструкцию: Штыгашеву поддержал целый сонм «уважаемых людей»: главы городов и районов республики, директора школ, сонм чиновников и журналистов .Вот то, чем мы и говорили: главы городов и районов идут на поклон к какому-то ректору — как вы себе это представляете? Может, не обошлось без звонков, как минимум, из аппарата любящего папы?


Долг неплатежом красен

Наиболее пикантной вся эта история выглядит, если посмотреть на нее с позиций исторической перспективы. Есть еще одна цитата, на сей раз — с сайта влиятельного Международного института гуманитарно-политических исследований. Рассказ там ведется о событиях далекого 1992 года. Вот, что можно узнать, если довериться данному повествованию:

«Штыгашев и его подобие команды явно не удовлетворяли образующуюся политическую элиту, судьба застойного руководителя, казалось, была предрешена. В первый же день первой сессии Верховного Совета (на которой Хакасская ССР была переименована в Республику Хакасия) был избран председатель ВС, активно начали формироваться руководство ВС, правительство. Сам Штыгашев с пониманием и спокойствием воспринял произошедшее.

Было понятно, что искать серьезного кандидата на председателя ВС хакасской национальности — дело гиблое… И вот когда стало известно о том, что первым лицом в республике стал русский, то руководство Ассоциации хакасского народа «Тун» … неожиданно для всех предприняло активные действия. В один день в Абакан съехались на автобусах, машинах, а некоторые и своим ходом (на лошадях) сотни хакасов и устроили демонстрацию-лагерь-пикет перед зданием Верховного Совета. Эффект был достигнут потрясающий — не видевшие ничего подобного горожане и депутаты перепугались не на шутку, тем более, что никто просто не представлял себе, что же вообще в такой ситуации можно сделать. Лозунг собравшихся был один — руководителем республики должен быть хакас. И поздно вечером на третий день работы сессии этот хакас и был избран председателем ВС — им оказался, естественно, Штыгашев».

То есть, если верить статье института, четверть века назад именно представители хакасского народа, активисты (можно сказать и жестче — националисты) фактически посадили Владимира Николаевича в теплое кресло, которое он занимает и по сию пору? 25 лет приятнейшего времяпрепровождения. Ну как же, ведь за все кризисы, ошибки и косяки отвечает власть исполнительная, а добрый дедушка Штыгашев — всегда за линией огня. Что до хакасского народа, для которого он за все эти годы по всей видимости и пальцем то особо не пошевелил — то вот и благодарность. Благодарность тем самым людям, благодаря которым он вот уже четверть века забронзовевшим монументом восседает в кресле Председателя Верховного Совета Республики Хакасия. Что то похожее на «Папочка, а можно я разгоню ИСАТ? — Можно, деточка, тебе все можно!» И никакого, понимаешь, национализма.

То, что цинизм и беспринципность в той или иной степени неотъемлемая черта любого политика — это, к сожалению, факт. Но беспринципность все же принято хоть как-то маскировать, хотя бы лицемерием. Но нет, никакого лицемерия, никаких масок. «Когда рыба поймана, сеть выбрасывается» — и похоже, что в данном случае сеть уже давным-давно выброшена.

«Позвольте, — скажете вы. — Но ведь Владимир Николаевич сам хакас, как же он может допускать подобные поступки с культурой собственного народа»? Проблема в том, что у некоторых «эффективных политиков» нет никакой национальной принадлежности.

Кстати, поиск по интернету показывает, что едва ли не половина источников называет

Владимира Штыгашева

не хакасом, а шорцем. Это, конечно, могло бы объяснить ситуацию: в таком случае, хакасы были бы для него — попросту чужим народом. Но это даже не важно: циник может быть по происхождению хоть хакасом, хоть шорцем, хоть тувинцем, хоть русским. Национальность — точнее, идентичность — у таких людей одна: циник.