Зачем Трампу новая столица Израиля?

Когда Дональд Трамп победил на выборах в США и въехал в Белый дом, в самой Америке это вызвало массовые протесты. Очень скоро многие в мире почувствовали беспокойство насчёт адекватности Трампа и усомнились в его способности управлять «единственной в мире супердержавой», как выразился В.В. Путин на Петербургском международном экономическом форуме летом прошлого года.

У нас, впрочем, в его честь всё ещё пили шампанское думцы и катались с американскими флагами разные взбалмошные девицы.

Но вдруг что-то пошло не так и #трампнаш стал быстро превращаться в #обамачмо, ведь вопреки своим посулам, он не только не снимал с России санкции, но и вводил новые. А для большинства мирового сообщества, Трамп оказался реальной угрозой существованию самого миропорядка. Особенно после того как 6 декабря объявил, что выполнит одно из своих предвыборных обещаний и решение Конгресса 20-летней давности — признает Иерусалим столицей Израиля.

Известие об этом наделало много шума: уже на следующий день радикальная группировка ХАМАС призвала палестинцев к новому восстанию, и объявило 8 декабря «Днём гнева». Тогда в Иерусалиме, Иудее, Самарии и на границе Газы произошли массовые столкновения протестующих с полицией и военными.

Возмущённые заявлением Трампа люди, жгли покрышки, бросали в представителей власти камни и бутылки с зажигательной смесью, а те отвечали им гранатами со слезоточивым газом. В акциях протеста приняли участие около 10 тысяч человек, больше двухсот пострадали, сообщалось о четырёх погибших.

Тогда же восемь стран – постоянных членов Совбеза ООН, потребовали созвать экстренное заседание, для обсуждения решения Трампа. Заседание состоялось в минувшие выходные, и на нём инициатива президента Америки подверглась жёсткой критике со стороны большинства европейских государств, не говоря уже о реакции на это мусульманского мира.

Однако всё это не помешало представителю США в ООН заявить, что, понимая все опасения, американская администрация считает свои действия правильными и направленными на «установление мира» в этом регионе.

В ответ палестинское движение ХАМАС 12 декабря объявило о начале третьей интифады.

«Мы объявили о начале третьей интифады чтобы надавить на США и чтобы они отменили свое решение. Протесты будут продолжаться и на Западном берегу реки Иордан, и в секторе Газа, и в Иерусалиме, потому что мы считаем его столицей Палестины», — говорится в заявлении движения.

А это уже гораздо серьёзнее, чем любой «День гнева» — две предыдущие интифады длились годами.

13 декабря, по инициативе президента Турции Эрдогана, в Стамбуле состоялся чрезвычайный саммит Организации Исламского Сотрудничества (ОИС), на котором обсуждалась ситуация на Ближнем Востоке, сложившаяся после заявление Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля и переносе туда посольства США. В заседании приняли участие представители 48 стран на уровне глав государств, премьер-министров, спикеров парламентов. Лидеры исламских стран обсуждали шаги, которые можно предпринять в сложившейся ситуации.

Кроме жёсткой критики инициативы президента США, звучали призывы признать Восточный Иерусалим оккупированной столицей Палестины. Особенно радикально высказывался турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, который ещё за неделю до саммита, пригрозил Израилю разрывом дипломатических отношений, если США признают Иерусалим столицей.

А на самом заседании ОИС, Эрдоган заявил: «Действия президента США являются попыткой наказать палестинский народ, который десятилетиями противостоит оккупационной политике Израиля». Сам Израиль он назвал государством, «проводящим политику террора», а решение Трампа по Иерусалиму «не имеющим никакой законной силы, учитывая, что город находится в условиях израильской оккупации».

Стоит отметить, что такие заявления Эрдогана не нашла понимания в Москве. По словам официального представителя Кремля Дмитрия Пескова, позиция турецкого лидера (Израиль – террористическое государство, а Иерусалим нужно признать столицей Палестины), не совпадает с отношением Москвы к данному вопросу. «Позиция России по Иерусалиму и ближневосточному урегулированию очень хорошо известна», — заключил Песков.

Тем временем, на саммите была принята резолюция, признающая Восточный Иерусалим столицей Палестины и прозвучал призыв ко всем странам, поступить так же. Озвученные там же заявления о введении экономических санкций в отношении США и стран, разделяющих американскую позицию по Иерусалиму, в итоговую резолюцию не попали. Хотя, там решение Вашингтона охарактеризовали как «намеренный подрыв всех усилий по установлению мира, стимул для распространения экстремизма и терроризма и угрозу международному миру и безопасности».

Между тем, наши парламентарии решение Трампа по Иерусалиму оценили резко отрицательно, что, учитывая антиамериканизм, возведённый в ранг государственной политики и национальной идеи, совсем неудивительно. Со своими заявлениями сразу выступили глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий и глава комитета СФ по международным делам Константин Косачев.

Первый назвал это решение «продолжением цепи провокаций во внешней политике Америки, которые мы планомерно наблюдаем в отношении Сирии, Ирана и КНДР и это может снова взорвать обстановку в зоне палестино-израильского конфликта», а второй заявил, что «признание всего Иерусалима столицей одного государства – Израиля, грубейшее нарушение резолюций Совбеза и Генассамблеи ООН».

И оба они считают, что реакция России должна совпадать с реакцией подавляющего большинства международного сообщества, которое не приемлет позицию США по этому вопросу.

В Европе, действительно, очень настороженно отнеслись к идее Трампа, ведь случае обострения конфликта между Израилем и Палестиной, тысячи беженцев побегут вовсе не в Америку. И, похоже, это решение Трампа может серьёзно подорвать отношения между Старым и Новым светом и вызвать непреодолимые разногласия.

Ну а что касается поведения самого Трампа, то опасения в его адекватности, как политика, видимо, имели свои основания и находят с каждым днём всё новые подтверждения. Как и то, что шоумен, в последнее время, чаще вытесняет из него президента.

Угроза импичмента, висящая над ним с самого момента избрания, не ослабевает. Расследования и по «русскому следу» в его избирательной кампании, и по его ближайшему окружению только усиливаются. В этой ситуации ему остаётся только одно: повышать градус во внешней политике, чтобы отвлечь внимание своих избирателей от подробностей следствия.

Плюс к этому, в США имеется влиятельное произраильское лобби, да и главный его электорат – 60 миллионов правых евангельских христиан, с восторгом разделили его идею об Иерусалиме, как столице Израиля.

Одним словом, мы присутствуем только при самом начале этой удивительной истории, и чем всё это может закончиться, сейчас не сможет сказать даже сам Дональд Трамп. Шоумен и президент.