Междусобойчик от «Фонтанки»: сколько стоит рейтинг влиятельности в Петербурге

11 декабря издания «Фонтанка» и «Город 812» подвели итоги своего ежегодного рейтинга самых влиятельных людей Санкт-Петербурга. В этом году церемония стала десятой по счету, в честь юбилея награждение лауреатов провели в музейных интерьерах Эрмитажа. Однако собравшаяся публика вовсе не походила на «передовой класс» Северной столицы. Скорее лауреаты были больше похожи на тех, кто, так или иначе, по появлявшейся ранее в сети информации, причастен к «серым схемам» питерского издания.

Начиная с 2008 года, скандально известное интернет-издание «Фонтанка» публикует топ-30 самых «самых важных и серьезных людей Петербурга» в сфере политики, бизнеса, масс-медиа и культуры. Следует учесть, что в городе на Неве «Фонтанка» вместе с другими изданиями холдинга «АЖУР-Медиа» («Деловой Петербург», «Город 812») является единственной структурой, которая взяла на себя ответственность за весь город. В Петербурге существуют ещё отраслевые рейтинги, однако за них отвечают профильные объединения, например, банковские, вузовские и т.д.

Свое право на общегородской и межотраслевой охват в выборе самых влиятельных петербуржцев «Фонтанка» мотивирует большой подборкой экспертов. Якобы в выборе кандидатур в этом году участвовало более 120 экспертов из разных областей. Правда, раскрыть их полный состав обе редакции отказались, сославшись на просьбы об анонимности. Неизвестнымиостались 43 эксперта из 122, то есть более чем одна треть, что существенно подрывает доверие к экспертному совету «Фонтанки». К тому же в ряде случаев эксперты и номинанты происходили из одних и тех же либо подведомственных структур.

Так, например, pr-директор Северо-Западного филиала «МегаФон» Кермен Манджиева, занявшаяшестое место в рейтинге «Самых влиятельных людей на рынке коммуникаций и GR», фигурирует всписке 79 экспертов, которые составляли рейтинг влиятельности 2017 года. Ещё один герой «Фонтанки», гендиректор «Строительного треста» Евгений Резвов, занялседьмую строчку в рейтинге «самых влиятельных строителей» Петербурга. Однако в списке экспертов возглавляемая им компания также фигурирует в лице руководителя проектов АО «Строительный трест» Анзора Берсирова.

Когда одна и та же структура заседает в жюри и участвует в конкурсе, это называется «корыстный интерес»,квалифицируемый в уголовном праве РФ в качестве признака «умышленно-ложной рекламы». Под это же понятие подпадает и включение в ТОП-30 главного пиарщика «Фонтанки» из числа петербургских законодателей – руководителя питерского «Яблока» Бориса Вишневского.

Скандально известный депутат не только ведет свою колонку в газете, но даже инициировал судебное разбирательство после вирусной атаки Bad Rabbit на сервер «Фонтанки». Его 30-ая строчка в головном рейтинге больше похожа на благодарность редакции Вишневскому за поддержку «Фонтанки», чем за заслуги перед городом. Да и о каких заслугах можно говорить, когда депутат-правозащитник продвигает ЛГБТ-ценности, способствует легализации педофилии, предлагаяисключить из закона о пропаганде однополые связи, и выступает за проведение в Петербурге гей-парадов.

Однако, похоже, «Фонтанку» совсем не смущает столь нарочитое столкновение интересов при составлении рейтинга влиятельности Санкт-Петербурга. В числе «почетной тридцатки» оказался даже сам учредитель издания Андрей Константинов, скромно занявший23-е место в качестве гендиректора АЖУРа. «Фонтанка» была готова включить в рейтинг самых влиятельных медиаменеджеров собственного главреда Александра Горшкова и его заместителя Евгения Вышенкова. Однако в последний момент спохватилась, чтоявляется все-таки «соорганизатором этого опроса».

Тем не менее, такая «скромность» не помешала тем же редакторам устроить «ярмарку тщеславия» для своих спонсоров на церемонии в Эрмитаже. К слову, сам директор всемирно известного музея также вошел в «список тридцати» в четвертой позиции. В том же перечне оказались и официальные спонсоры «Фонтанки» — «Банк Санкт-Петербург» и «РосСтройИнвест». Председатель правления банка «Санкт-Петербург» Александр Савельев занял19-ое место в ТОП-30, в то время как председатель совета директоров «РСИ» Федор Туркинвошел в рейтинг «Самых влиятельных людей на строительном рынке».

Показательно, что лауреаты рейтинга строителей в большинстве своем происходят из некоммерческого партнерства «Объединение строителей Санкт-Петербурга», которое, согласно информации в сети, фигурирует в списке теневых спонсоров «АЖУР-Медиа». Имя гендиректора этого объединения Алексея Белоусова регулярно появляется на страницах «Фонтанки», да так что без его упоминанияне обходится ни одна новость про стройки в Петербурге.

C:Users�173DesktopСнимок2.PNG

В число лауреатов «премии» «Фонтанки» вошла также ООО «ЛСР. Строительство-СЗ», гендиректор которого Андрей Молчанов занял16-ую строчку в ТОП-30. Среди «самых влиятельных строителей»фигурируют также другие члены НП: гендиректор группы «Эталон» Вячеслав Зорин и гендиректор «Главстроя-Спб» Александр Лелин. Руководитель дирекции маркетинга и PR «Объединения строителей СПб» Анастасия Михалева вошла в число «самых влиятельных пиарщиков года», по версии «Фонтанки».

Со строительным пулом лауреатов «Фонтанки» оказался связан ещё один ангажированный персонаж – глава PR-агентства «Кросс-медиа» Алексей Разоренов. Он занялвосьмое место в рейтинге «самых влиятельных пиарщиков» года, однако на строительном рынке онзасветился за создание положительного имиджа недобросовестным застройщикам.

Судя по регулярной частоте упоминаний на страницах «Фонтанки» еще одного лауреата изэнергетической сферы , гендиректора ПАО «МРСК Северо-Запада» Александр Летягин также не чужой «Фонтанке» человек. Придя на страницы издания в 2015-ом, его фамилия стала регулярно появляться в «Фонтанке» в этом году. Столь быстрое восхождение к «премии» «Фонтанки» явно не является случайным и, скорее всего, связано со спонсорской деятельностью этой компании. Ведь про всех своих лауреатов «Фонтанка» писала в исключительно положительном ключе, после чего и появились в рейтинге-2017.

C:Users�173DesktopСнимок.PNG

Таким образом, даже поверхностный обзор лауреатов рейтинга влиятельности по версии «Фонтанки» показывает, что почетные строчки занимают в нем хорошо знакомые изданию люди, а единственным критерием отбора служит их участие в финансировании газеты. Очевидно, что при выборе победителей редакция руководствовалась не объективностью, а скорее личной выгодой и корыстными интересами.

Собственно, лауреатство и является той формой благодарности, которая особенно ценится в нынешней бизнес-среде – с помпой, фанфарами и общественным резонансом. Для самого издания церемония объявления рейтинга является той трибуной, с которой редакция «Фонтанки» устраивает «ярмарку тщеславия» для своих донаторов и заискивает перед потенциальными спонсорами. По сути, скандально издание совершило подмену ценностей, выдавая за общегородской рейтинг свой собственный междусобойчик.