Судья Хахалева пошла на поклон к грузинскому правосудию

Скандальная судья Краснодарского краевого суда Елена Хахалева предприняла очередную тщетную попытку доказать подлинность своего вероятно «липового» диплома о юридическом образовании, якобы полученного ею в Тбилисском университете. На сей раз на помощь Хахалевой пришел грузинский суд, обязавший действующий в Грузии Сухумский государственный университет выдать ей дубликат диплома.

Но обращение к тексту этого судебного решения показывает, что оно принималось с грубейшими нарушениями и совершенно не ставит точку в затянувшейся истории вокруг диплома Елены Хахалевой. Все свидетельства того, что диплом изначально был поддельным, а Хахалева, похоже, стала судьей обманным путем и продолжает обманывать российское государство, остаются в силе – более того, к анализу этой доказательной базы уже приступили правоохранительные органы Российской Федерации.

О том, что «золотая судья» решила «доказать» факт своей учебы в Тбилисском госуниверситете через грузинский суд, 19 января рассказал на пресс-конференции в Краснодаре московский адвокат Алексей Салмин, представляющий интересы Елены Дрюковой, одного из главных активистов кубанского фермерского движения против земельных рейдеров и их покровителей в судейских мантиях. На встрече с представителями федеральных и региональных СМИ Салмин рассказал о проделанной за последние месяцы работе по сбору доказательств того, что диплом Хахалевой – фальшивка, отдельно остановившись на последнем повороте в этой истории – решении одного из судов Тбилиси, вынесенном в пользу краснодарской коллеги еще в конце ноября прошлого года.

Своим решением, перевод которого имеется в нашем распоряжении, тбилисский суд поручил Сухумскому государственному университету (правопреемнику Сухумского филиала Тбилисского государственного университета, где якобы заочно училась «золотая судья») выдать диплом на имя Елены Хахалевой со следующей формулировкой: «По решению государственной экзаменационной комиссии ЮЛПП Сухумский филиал Тбилисского государственного университета от 20 июня 1991 года Хахалева Е.В. окончила полный курс шести годовой образовательной программы юридического факультета, и ей присвоена квалификация юриста».

На первый взгляд, такой поворот событий выглядит виртуозным выходом судьи Хахалевой из того крайне неудобного положения, в котором она оказалась. Ведь тем самым Хахалева сможет предъявить свой диплом общественности и формально поставить точку во всей этой истории, которая тянется с середины прошлого года. Можно вспомнить одно из недавних видеообращений бывшего сочинского судьи Дмитрия Новикова, который уже давно выступает с громкими разоблачениями первых лиц в кубанской судебной системе и на протяжении нескольких лет пытается восстановиться в статусе судьи. Так вот, в упомянутом ролике Новиков приводил совершенно резонный аргумент: чтобы закрыть тему с дипломом, Хахалевой нужно продемонстрировать либо сам диплом, либо его дубликат, а не какие-то справки, к тому же непонятного происхождения.

Похоже, что судья Хахалева решила пойти именно этим путем, причем в тот момент, когда ее положение было уже почти безвыходным. Ведь все справки из Грузии о подлинности ее диплома, которые она ранее предоставляла в Совет судей Краснодарского края, оказались полнейшей «липой». Как только эти справки предъявлялись общественности, независимые журналисты и юристы тут же обнаруживали, что они являются поддельными.

Основания, на которых вынес свое решение тбилисский суд, тоже выглядят принципиально недостоверными. «В основу решения легли те документы, которые нами были опровергнуты неоднократно. Судя по тексту решения, вынесенного в Тбилиси, видно, что свидетели не вызывались, справки предоставлялись односторонние, и документы, которые есть у нас, безусловно опровергают содержание этого решения», — подчеркнул на пресс-конференции 19 января адвокат Салмин.

Прежде всего, следует отметить тот факт, что в грузинский суд в качестве истца обратилась сама Елена Хахалева – публичное должностное лицо Российской Федерации. Как известно, наша страна не имеет дипломатических отношений с Грузией, и после известных событий августа 2008 года все официальные российско-грузинские контакты ведутся через третью сторону – посольство Швейцарии в РФ. В связи с этим соответствие действий Хахалевой ее статусу официального лица само по себе должно получить оценку компетентных органов. Аналогичные вопросы возникают и к грузинскому суду. Насколько он полномочен рассматривать иск гражданина государства, с которым у Грузии нет дипломатических отношений, да еще и при высокой должности? Может ли с учетом этих обстоятельств суд в Грузии принимать к рассмотрению документы от Краснодарского краевого суда (которые ранее представлялись в качестве «доказательств» подлинности диплома Хахалевой в России)?

При этом следует также обратить внимание, что подать иск в грузинский суд Хахалеву заставил отказ Сухумского госуниверситета выдать ей дубликат диплома (о чем сказано в решении суда) на том основании, что по причине военных действий в Абхазии в 1992-1993 годах этот вуз не имеет личных дел и архивных материалов студентов/выпускников. Соответствующее письмо из Сухумского университета датировано 9 ноября 2017 года, но уже 30 ноября грузинский суд принимает решение в пользу Хахалевой. Чем же объясняется столь удивительная оперативность грузинского правосудия?

Как следует из текста решения суда, помимо пояснений исковой стороны, то есть самой Елены Хахалевой, он полагался на признание иска Сухумским государственным университетом, показания двух выпускников Сухумского филиала Тбилисского государственного университета имени Иванэ Джавахишвили, один из которых выпускник 1996 (!) года, и именно они подтвердили факт учёбы Хахалевой в этом вузе, некое письмо заместителя директора Департамента полиции Абхазской А/Р министерства внутренних дел Грузии, полковника полиции Галактиона Анджапаридзе.

Что касается свидетельств предполагаемых однокурсников Хахалевой (их имена известны: Джото Копалиани, Бесик Кварацхелиа, Марина Тория, Эка Гонгадзе и Марика Торчинава), то надежность этого источника совершенно не выдерживает критики. Достаточно вспомнить, что в ходе независимого расследования, которое в прошлом году провели Елена Дрюкова и Алексей Салмин, а также кубанские журналисты, были найдены подлинные выпускники Сухумского филиала Тбилисского госуниверситета 1991 года, которые опровергли факт учебы Елены Хахалевой (или Требушной по ее тогдашней фамилии) вместе с ними. Как сообщили эти источники, никаких русских студентов или студенток на их потоке вообще не было, поскольку обучение велось на грузинском языке. Все эти факты подтвердил еще в прошлом году и бывший ректор Сухумского государственного университета Зураб Папаскири в интервью«Новой газете Кубани» .

Нулевую ценность имеет и письмо полковника полиции Галактиона Анджапаридзе, текст которого в судебном решении вообще не представлен. В структуре МВД Грузии действительно существует такое подразделение, как Департамент полиции Абхазской автономной республики, но какую информацию относительно Хахалевой эта структура могла предоставить суду спустя четверть века после того, как она якобы закончила вуз на территории Абхазии? Неужели после войны и эвакуации грузинских официальных органов из Абхазии у грузинской полиции чудом сохранились какие-то документы с именем Хахалевой или Требушной (вспомним, что у Сухумского университета никаких документов не осталось)? Или же грузинская полиция оперативно получила некую информацию от своих коллег в Абхазии? В таком случае получается, что Грузия по факту признала независимость этой республики.

О грубейших нарушениях в оценке доказательств грузинским судом свидетельствует и то, что он не провел экспертизу подлинности самого диплома РВ № 523043, который якобы был выдан Хахалевой Тбилисским госуниверситетом. Между тем в доказательной базе, собранной Еленой Дрюковой и Алексеем Салминым, присутствует письмо от выпускающей бланки официальных документов фабрики «Гознак», где сказано, что диплом указанной серии никогда не отправлялся в Тбилисский госуниверситет и вообще не отправлялся на территорию Грузии. В действительности этот диплом был отправлен еще в 1988 году в Чечено-ингушский педагогический институт (территория РСФСР), который к тому же никогда не готовил юристов. Кроме того, неоднократно появлявшаяся в интернет-публикациях «копия» диплома Елены Хахалевой представляла собой документ на русском языке, тогда как в союзных республиках СССР дипломы выдавались на двух языках – русском и титульном языке соответствующей республики. В дипломах же российских советских вузов на левой стороне помещался герб РСФСР.

До настоящего времени вся эта информация никем не опровергнута, подчеркнул Алексей Салмин на пресс-конференции в Краснодаре. Причем, добавила Елена Дрюкова, никакого обращения в официальные органы Грузии вообще не требовалось изначально, поскольку диплом Елены Хахалевой или как минимум его копия должны были в соответствии с ведомственными регламентами находиться в кадровом отделе Краснодарского краевого суда, и самым убедительным доказательством подлинности диплома было бы попросту официальное представление его общественности. Кроме того, краевой суд мог бы направить запрос в «Гознак», но и этого сделано не было.

Вынося свое решение, суд не принял во внимание и другие доказательства, собранные на территории Грузии юристами и журналистами. Еще в прошлом июне Тбилисский государственный университет имени Иванэ Джавахишвили предоставил официальный ответ по запросу грузинской коллегии адвокатов «Талаквадзе и Парнеры», где говорится что в регистрационных журналах по выдаче дипломов за 1985-1995 годы диплом на имя Хахалевой Е.В. не зарегистрирован. А в августе прошлого года в ответ на запрос газеты «Вечерний Тбилиси» университет сообщил, что «в материалах, переданных в архив ТГУ не фиксируется информация о выдаче датированных 1991 годом дипломов серии «РВ».

Как бы то ни было, решение грузинского суда при всей сомнительности его доказательной базы можно считать состоявшимся юридическим фактом. Но это, отметил адвокат Салмин на пресс-конференции, отнюдь не означает, что данный факт будет автоматически признан в России. «Во-первых, — пояснил он, — с Грузией у нас нет дипломатических отношений, а во-вторых, для решений, которые состоялись на территории других государств, предусмотрена особая процедура признания их на территории РФ».

«Возможно, Хахалева и получит дубликат диплома, потому что ее муж Роберт является родным братом известного грузинского медиамагната Давида Зилпимиани», — намекнула Елена Дрюкова на подлинные причины того, почему грузинский суд так быстро принял свое решение. По имеющимся данным, обращение Хахалевой в суд состоялось после того, как Давид Зилпимиани фактически провалил порученное ему задание – обеспечить «железные» доказательства того, что «золотая судья» получала юридическое образование в грузинском вузе. Как уже было сказано, все документы, которые предоставляла Хахалева (а ей их, в свою очередь, направлял Давид Зилпимиани), оказались фальшивкой.

В начале прошлого ноября для строгого внушения брату в Тбилиси отправился Роберт Хахалев. Разговор между ними был настолько «широкомасштабным», что пришлось вмешиваться полиции, и оба были задержаны. Тем не менее вопрос вскоре был решен: Роберт Зилпимиани связался с представителями Грузинской ассоциации адвокатов Георгием Хитаришвили и Евгением Жвания для установления судебного факта обучения Хахалевой в Грузии с помощью лжесвидетелей, чьи показания и использовал грузинский суд.

Но даже если Елена Хахалева на основании решения суда получит дубликат диплома, это все равно не снимет тех вопросов, которые были поставлены в ходе независимого расследования. Помимо уже названных, это вопрос о том, почему Елена Хахалева обратилась в полицию об утрате всех своих дипломов в ноябре 2010 года. Нет ли здесь определенной связи с массовым убийством в станице Кущевской, которое произошло за несколько дней до этого? Ведь одним из давних «клиентов» Хахалевой, как известно, является бизнесмен из Кущевской Федор Стрельцов, бывший компаньон семейства Цапков, который сначала вышел сухим из воды в ходе расследования «кущевского дела», а затем занялся рейдерскими захватами цапковских земель.

Заслуживает пристального внимания и то, что бланк диплома РВ № 523043 был направлен в Чечено-Ингушетию, где в начале 1990-х годов, как известно, царила полная анархия. «Шамиль Басаев через Кодорское ущелье мог вынести диплом чеченского педагогического института Хахалевой в Грузию, и там уже его заполнили, — предположила в своем выступлении на пресс-конференции Елена Дрюкова. — Но поскольку люди определенных кругов, как правило, не слишком грамотные, они не знали, что дипломы в республиках Советского Союза выдавались на двух языках. Дальше по Хахалевой обсуждать нечего, но почему-то все стоит на месте. Я полагаю, что преступная группировка из Краснодарского края, состоявшая из юристов и руководителей администрации, была кровно заинтересована в работе судьи Хахалевой, которую нам внедрили в Краснодарский краевой суд для дальнейшей деятельности – отъема недвижимого имущества и земельных ресурсов и распределения этого имущества между заинтересованными лицами».

Отсутствие реакции официальных органов на предъявленные общественностью доказательства подложности диплома судьи Хахалевой, тем более поразительно на фоне незамедлительных санкций в отношении других должностных лиц, причем за куда менее тяжкие проступки. Последний такой нашумевший случай произошел в Рязани, где за проведение новогоднего застолья на рабочем месте было уволено руководство местного кардиодиспансера. Но Краснодарский краевой суд, как видно, находится на особом положении: заместитель его председателя, обманным путем получившая статус судьи, продолжает обманывать государство на протяжении уже почти двух десятилетий.

Тем не менее нельзя сказать, что реакции компетентных органов на скандал с поддельным дипломом Елены Хахалевой нет вовсе. В настоящий момент седьмым следственным управлением Главного следственного управления СК России проводится процессуальная проверка в отношении «золотой судьи» на основании обращения Елены Дрюковой. Аналогичные обращения по факту использования Хахалевой поддельного диплома были направлены ГУ МВД по Краснодарскому краю в УМВД по Краснодару для проведения проверки и принятия процессуального решения.

«Мы полагаем, что в рамках проверки Следственного комитета мы будем вызваны для дачи соответствующих пояснений, — заявил на пресс-конференции адвокат Салмин. — Мы готовы предоставить всю фактуру, которая у нас есть на сегодняшний день, и уверены в подлинности тех доказательств, которые мы добыли». Внимание общественности к скандальной судье не будет ослабевать: уже в ближайшее время в Москве будет проведена большая пресс-конференция по ситуации в судебных органах Краснодарского края, на которую будут приглашены депутаты Госдумы, сенаторы и правозащитники.

Кроме того, по поручению Елены Дрюковой Алексей Салмин направил в правоохранительные органы обращение по факту мошеннических действий скандально известного российского блогера Олега Лурье и грузинского медиамагната Давида Зилпимиани, брата супруга «золотой судьи» Роберта Хахалева (Зилпимиани). Именно они в попытке замять скандал в прошлом году выложили в интернете фото «диплома», которое является грубой подделкой, и «липовые» справки из Тбилисского и Сухумского университетов. В настоящее время заявление рассматривается в ГУ МВД по Краснодарскому краю. Параллельную работу продолжает грузинская общественность: уже подготовлено и обращение к прокурору Тбилиси с просьбой начать расследование в отношении Давида Зилпимиани, Роберта Хахалева (Зилпимиани) и Елены Хахалевой, а также лжесвидетелей, представивших свои показания суду.

Очевидно, что все изложенное выше дает очередной повод федеральным властям обратить пристальное внимание на мошеннические действия судьи Хахалевой, а также дать оценку позиции председателя Краснодарского краевого суда Александра Чернова, который фактически закрывает глаза на экзерсисы своей подчиненной. Тем более, что, обратившись в грузинский суд, Хахалева создала очень опасный прецедент, напрямую затрагивающий вопросы национальной безопасности и бросающий тень на международную репутацию России.