Расколоть Орешкина: за что думское руководство ополчилось на главу Минэкономразвития?

Рунет взбудоражила устроенная Вячеславом Володиным выволочка Максиму Орешкину. Да, такое нечасто случается в стенах Госдумы. А думский старожил Владимир Жириновский вообще сказал: «впервые за 30 лет парламент отказался слушать министра». Однако есть основания полагать, что причиной публичной порки Орешкина стала не плохая, по мнению депутатов, его подготовка к выступлению на «правчасе». Вспомнить хотя бы недавние рассуждения Максима Станиславовича о том, как ему было бы интересно поработать… президентом.

Выступление министра на «правительственном часе» в Госдуме – обычно рутинное мероприятие. Орешкин в среду докладывал депутатам о приоритетах социально-экономического развития и о ходе реализации нацпроекта о малом и среднем предпринимательстве. Именно так была заявлена тема его выступления.

Позднее выяснилось, что сам министр не горел желанием говорить о предпринимательстве: работа над нацпроектом – в самом начале, писал он Володину в декабре. Но тот настоял, чтобы эта тема в докладе министра осталась, сообщает The Bell (https://thebell.io/47979-2/).

Вячеслав Володин после завершения доклада попросил министра конкретизировать некоторые моменты, изложить не текущую обстановку, а ближайшие шаги – с цифрами и фактами, в первую очередь относительно направления средств в регионы и расходования этих средств.

Максим Орешкин ответил, что договоры заключены, средства направлены, но израсходованы менее чем на 10%, поскольку это требует прохождения определённых законом процедур.

Ответ Володина прозвучал жестко: «Сегодня март. Мы говорим о том, что заключено где-то около 10% договоров, но средства не поступили. Нам необходимо строить разговор совершенно конкретный, исходя из задач выполнения национальных проектов помесячно».

То есть в изложении Володина ситуация радикально отличалась от того, что говорил Орешкин: средства поступили, но пока не освоены.

После выступления министра Вячеслав Володин поинтересовался, сколько средств будет выделено на реализацию всех национальных проектов, какая часть денег дошла до регионов и как они осваиваются, а еще – как вообще будет развиваться экономика и «что делает для этого» ведомство Орешкина.

И тут вступила тяжёлая артиллерия – Владимир Жириновский:

«Это называется одним словом – саботаж. При Сталине в эти министерства направили бы комиссаров, при Брежневе – представителей Комитета госбезопасности. Может, нам найти более действенную форму контроля?»

Заседание транслировалось на сайте Госдумы (со стенограммой можно ознакомиться здесь – https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/03/06/795791-effektivnost-natsproektov-pravitelstvennogo-uchastiem) и закончилось тем, что депутаты предложили министру подготовиться получше, а Володин пригласил его прийти через месяц еще раз.

«Впервые на моей памяти уже после доклада министра отчет был перенесен», — удивлялся после заседания депутат от КПРФ Валерий Рашкин.

«Мы можем похвалить Вячеслава Викторовича, впервые за 30 лет парламент отказался слушать министра», – со своей стороны сказал Жириновский (https://www.znak.com/2019-03-06/vyacheslav_volodin_v_rezkoy_forme_prerval_vystuplenie_ministra_oreshkina_v_gosdume).

Судя по реакции Рунета, вчера в Госдуме происходило «очевидное – невероятное». И невозможно не сопоставить данный парламентский инцидент с тем, что лишь накануне Максим Орешкин отметил, что ему было бы «интересно» поработать президентом. Уж слишком похожи реплики Володина и Жириновского на показательную порку.

Напомним, министр экономического развития страны Максим Орешкин ранее заявил, что хотел бы поработать президентом России. Он считает, что еще «многого не сделал», но хотел бы сделать:

«Работа президента любому управленцу точно была бы интересна с точки зрения сути и содержания», — говорил Орешкин.

Однако, по его словам, эта работа «чудовищна» с точки зрения нагрузки:

«Чем выше уровень, тем больше нагрузка. И, если ты хочешь реально что-то сделать для страны, эта нагрузка сумасшедшая», — подчеркнул Орешкин (https://www.gazeta.ru/politics/news/2019/03/04/n_12706609.shtml?updated).

Вроде бы и ничего плохого не сказал Максим Орешкин, никак не обозначил свои амбиции, но всё же ему указали своё место, пишет «Царьград».

Нет сомнений, что назначение Орешкина вместо опального Алексея Улюкаева вызвало серьёзное раздражение у многих: на пост пришёл не просто молодой человек (а он, страшно сказать, 1982 года рождения), но человек из команды Силуанова – Набиуллиной – Кузьминова. Это существенно усилило финансово-монетаристский блок и изменило соотношение сил в правительстве, продолжает «Царьград» (https://tsargrad.tv/articles/zachem-volodin-i-zhirinovskij-ustroili-oreshkinu-publichnuju-porku_187858): К тому же явное расположение к выдвиженцу, которое демонстрировал президент, тоже не могло не посеять зёрна ревности, особенно в среде силовиков, к которым близок нынешний спикер парламента.

Но на импровизацию сцена в парламенте всё же не походит. Декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов полагает, что Володин действовал по указанию сверху:

«На мой взгляд, если бы акция Вячеслава Володина была бы несанкционированной, то реакция и президента, и его пресс-секретаря была бы более жёсткой. А Песков очень обтекаемо и аккуратно выразился, что это «рабочий процесс». Кроме того, такого рода конфликт был бы чреват неприятными последствиями не только для Орешкина, но и для Володина, поскольку власть не любит выносить какие-то противоречия в публичную сферу. Поэтому я думаю, что выпад Володина был согласован наверху, чтобы подыграть общественному мнению, которое обвиняет во всех проблемах представителей либерального социально-экономического блока, чтобы немножко выпустить общественный пар. Поэтому я, честно говоря, не вижу перспектив для дальнейшего обострения аппаратной ситуации. Судьба министров решается непосредственно президентом Российской Федерации, наверное, по согласованию с председателем правительства. Зная Володина, зная, что он при всех своих амбициях человек очень аккуратный и осторожный, я думаю, что без согласования наверху он вряд ли пошёл бы, так сказать, встык и стал прогонять министра с трибуны. Так что они – и Орешкин, и Володин – всё-таки разыграли имиджевую комбинацию».

Лично Володин не в первый раз демонстрирует критическое отношение к министру Орешкину. В 2018 году он, поинтересовавшись, как в министерстве выбирают представителей малого бизнеса для участия в программах господдержки, прямым текстом пригрозил:

«Мы за собой оставляем право … направить такую информацию в правоохранительные органы».

И очень трудно поверить, что его новая атака на главу Минэкономразвития связана исключительно с содержанием доклада и нимало не отражает подспудную борьбу элит за контроль над процессом выбора преемника, подытоживает «Царьград».

The Bell сообщает со ссылкой на источники в правительстве, что Максим Орешкин наказан за то, что позволял себе пренебрежительно высказываться в адрес депутатов.

Никаких сущностных конфликтов с Володиным у министра не было, утверждает знакомый Орешкина. Напротив, министерство вполне конструктивно взаимодействовало с Госдумой. «Скорее всего, дело в кулуарных высказываниях министра про Думу», — полагает он.

Орешкин позволял себе нелестно отзываться о Госдуме: в том духе, что депутаты ничего не решают сами, а только выполняют указания Кремля, что в Думе нет компетенций, подтверждает другой знакомый министра.

На недавнем инвестфоруме в Сочи министр публично указывал главе думского комитета Андрею Макарову на ошибки в его выступлении, напоминает федеральный чиновник. До этого Орешкин с Макаровым поспорили на деловом завтраке Сбербанка на форуме в Петербурге.

Макаров на нем съязвил, что главная задача по реализации майских указов Владимира Путина решена: «Мы передали Минэкономразвития Росстат. Все будет нормально, коллеги, поверьте».

Орешкин, взявший после него слово, заметил, что Макаров, судя по его выступлению, решил «замахнуться» на лавры Жириновского. Именно Макаров на сегодняшнем заседании в Госдуме отвечал на вопросы Володина о расходах по нацпроектам, когда Орешкин не смог назвать интересовавших спикера цифр, отмечает The Bell.

По мнению политолога Татьяны Становой, Володин пытается поднять политическую роль Госдумы. «Каждый политический деятель прежде всего пытается доказать Путину, что делает все возможное для реализации поставленных в майских указах целей и что работа не является формальной», — приводит РБК (https://www.rbc.ru/newspaper/2019/03/07/5c7fb3319a79474bf2478212) слова эксперта.

Это не первый случай, когда Володин подчеркивает субъектность парламента, отмечает политолог Евгений Минченко. Однако раньше таких открытых жестких выпадов в отношении министров спикер не допускал.

По мнению Минченко, Володин заметил антиправительственные настроения в обществе и пытается «перевести стрелки» народного негодования в сторону кабинета.

У Володина есть желание усилить роль Думы как института, соглашается заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Первые два созыва были достаточно критически настроены по отношению к правительству, но впоследствии Дума потеряла политический вес и превратилась в «не место для дискуссий», напоминает Макаркин известное высказывание председателя палаты четвертого и пятого созывов Бориса Грызлова.

«Очевидно, что при конституционном большинстве «Единой России» Дума поддерживает [исполнительную] власть. Но при отсутствии показателей экономического роста парламент в любой другой стране спросил бы с министра. Володин стремится показать, что Дума — это парламент», — поясняет Макаркин.