Культовые имена: Кирзач и Ватник

Вы будете смеяться, но кирзу тоже, как и радио и тяжелый бомбардировщик, придумали в Российской Империи, а ватник вообще средневековое изобретение.


Кирза

Насколько сапоги удобны и практичны, в условиях бездорожья и войн люди поняли давным-давно, но высока себестоимость этой обуви. На каждую пару уходило слишком много натуральной кожи, а альтернативного сырья не существовало. Скажем, во времена наполеоновских войн солдаты европейских армий довольствовались башмаками. Сапоги были привилегией офицеров. Башмаки и обмотки применялись в российской армии и РККА вплоть до середины 40-х годов. Так вот все познается в сравнении, Кирзачи по сравнению с башмаками с обмотками — грандиозный шаг вперед..


Вкратце цепочка открытий, приведших к появлению дешевых кирзовых сапог, выглядит так.

Всё началось с появления в арсенале химиков каучука. Шотландский химик Чарльз Макинтош (1766–1843) в ходе опытов с латексом случайно обнаружил, что пропитанная «резиновым соком» ткань приобретает водоотталкивающие свойства. Но первые прорезиненные ткани были до́роги, крошились на морозе, плавились на солнце и не пропускали воздух.

Начались поиски вариантов с использованием заменителей каучука. Блес­тящих результатов на этом поприще достиг русский ученый Михаил Поморцев. В 1904 году он получил водонепроницаемый брезент, с успехом испытанный в качестве материала чехлов для артиллерийских орудий и фуражных мешков. Этот брезент был значительно жестче и плотнее обычной ткани, что натолкнуло Поморцева на мысль создать заменитель обувной кожи. Вскоре искомый результат был достигнут. Эмульсия для пропитки состояла из яичного желт­ка, канифоли и парафина, а в качестве матерчатой основы использовалась плотная многослойная хлопчатобумажная ткань «ки́рза». В русский язык это слово перекочевало из английского, где словом «kersey» называли грубую шерстяную ткань — по названию деревушки Kersey, где разводили особую породу овец, из шерсти которых эту ткань вырабатывали.

Ткань была успешно испытана в 1904 году во время Русско-японской войны как материал для изготовления конской амуниции, сумок, чехлов и т. п. Образцы тканей, разработанных по методу Поморцева, экспонировались Министерством промышленности на международных выставках в Льеже (июль 1905 года) и Милане (июнь 1906 года). В Милане труд Михаила Михайловича был отмечен Золотой медалью. Кроме того, за разработку способов получения заменителей кожи он получил поощрительный отзыв на Воздухоплавательной выставке в Петербурге (1911) и был награждён Малой серебряной медалью на Всероссийской гигиенической выставке в Петербурге в 1913 году.

Когда началась Первая мировая война, М. М. Поморцев предложил безвозмездно использовать изобретённые им заменители кожи для изготовления солдатских сапог. По результатам испытаний опытных партий Военно-промышленный комитет рекомендовал изготовить крупную партию таких сапог для войск, но после кончины Михаила Михайловича в 1916 году дело спустили на тормозах.

Впоследствии слово «кирза» закрепилось именно за кожзаменителем Поморцева на хлопчатобумажной основе. Полученный ученым материал обладал двумя несомненными достоинствами. Во‑первых, он был сравнительно прост в производстве, а во‑вторых, обладал гигиеническими свойствами натуральной кожи: непроницаемость для воды в сочетании со способностью «дышать».

Но гевея в СССР не прижилась, и на 20 лет про Кирзу забыли.

Дефицитный натуральный каучук закупали за валюту…

Второе рождение кирзы произошло благодаря другим русским учёным — Борису Бызову и Сергею Лебедеву. Они разработали метод получения весьма дешёвого искусственного бутадиен-натриевого каучука, но оба учёных скончались в 1934 году — сразу после начала получения каучука в промышленных масштабах. Уже через год инженеры Александр Хомутов и Иван Плотников сконструировали технологическое оборудование и, используя недавно открытый новый материал и метод Поморцева, получили первую советскую кирзу.
Качество первой советской кирзы, где вместо состава Поморцева использовался недавно полученный синтетический каучук, оставляло желать лучшего: материал трескался и ломался. Вследствие неудовлетворительности производимой обуви, а также достаточного количества натуральной кожи для её изготовления, про кирзу вскоре забыли. Однако к началу Великой Отечественной войны обнаружилось, что натурального материала для производства обуви стало катастрофически не хватать. С наступлением холодов пошел вал обморожений…

Ивана Плотникова в срочном порядке отозвали из московского ополчения, назначили главным инженером завода «Кожимит» и поставили перед ним задачу: в кратчайшие сроки усовершенствовать технологию изготовления кирзы. Примерно через год напряженной работы производство материала и пошив сапог были налажены. Обувь из модифицированной кирзы оказалась легкой и прочной, отлично держала тепло и не пропускала влагу.

10 апреля 1942 года постановлением СНК СССР группе из одиннадцати ученых, инженеров и технологов, в число которых входили уже известные нам Плотников и Хомутов, была присуждена Сталинская премия 2‑й степени (сто тысяч рублей) «за изобретение и внедрение в промышленность заменителей кожи». Так звучала официальная формулировка. А по существу следовало бы написать: «за возможность о­буть солдат в сапоги». К маю 1945 года Красная армия насчитывала десять миллионов обутых в кирзачи бойцов.

С тех пор СССР, а позднее Россия является крупнейшим в мире производителем кирзы. Около 85 % современного производства кирзы в России предназначено для изготовления армейской обуви (сапог и ботинок).Всего к настоящему времени произведено около 150 миллионов пар кирзовой обуви.

Другое дело,что с тех пор наука не стояла на месте и Кирза, как кожезаменитель катастрофически устарела, в конце концов больше ста лет на манеже… Что же касается портянок — это отдельная песня..


Ватник

А как появился стеганый ватник? И когда? Нечто подобное стеганому ватнику существовало еще в 11 веке:

«Рассматривая европейское Средневековье, можно впервые встретить упоминания военной одежды стеганого типа в Греции в 11 в. Так называемый «льняной панцирь» Конрада Монфератского (1185-1190 г.) – кабадион, это короткая безрукавка – «пончо», из множества (как правило, 18) простеганных слоев войлока или льна, провощенных или пропитанных вином или уксусом.

Другой тип стеганки, известный из «Тактики» Льва VI, «Стратегикона» Маврикия – из нескольких опять же простеганных между собой слоев льна и шелка со слоями ваты между ними» (эсквайр Энтони, «Валлийский Отряд»). Кстати, есть и хорошая иллюстрация к этому – картина «Банкет» Абрахама Ван Бейерена, написанная в 1533 году. Это групповой портрет арбалетчиков – и все они одеты в стеганые куртки. Как видим, стеганая одежда, похожая на ватник, есть, но у нее другое назначение: защита от стрел, и поддевка под латы и кольчуги.

А вот когда стеганый ватник (он же телогрейка) стал такой же непременной деталью быта, как, скажем, стол или стул? Прямых указаний на дату появления ватника в такой роли нигде нет. Можно только по каким-то признакам судить о времени его повсеместного распространения. Как бы подразумевается, что телогрейка тесно связана с исправительными учреждениями. Но так было не всегда. Есть косвенное доказательство того, что в 19 веке стеганый ватник не был одеждой заключенных.

Художник Николай Александрович Ярошенко на картине «Всюду жизнь» изобразил обитателей арестантского вагона. Ни на одном из них нет стеганого ватника. Существование стеганого ватника в середине 20-х годов прошлого века имеет несколько необычное документальное подтверждение: «Фотографии и репродукции, помещенные в книге, не дублируют сюжет судьбы, а становятся как будто постановочной частью драмы Марии Николаевны Ермоловой.

От конок, куполов и булыжных площадей Москвы ее детства, от прелестной фотографии «трех сестер» Ермоловых 1870-х гг. до разгромленного октябрьскими боями 1917 года Малого театра и твердого взгляда старой дамы в ватнике на фотографии середины 1920-х. И этот стеганый ватник затмевает черный бархат парадного портрета». (Екатерина Хмелева, «Ватник Орлеанской девы») Вполне возможно, что прототипом сегодняшнего ватника был стеганый среднеазиатский халат. Его укоротили, чтобы не мешал двигаться. Ватник был военной формой, он был верхней одеждой заключенных, он был всеобщей верхней одеждой. И до сих пор сохраняет свое заметное место в гардеробе неисчислимого количества людей.

Источник:mgsupgs