Сбитый малазийский Боинг — рай для конспирологов

Ситуация с Боингом — настоящий рай и клондайк для всех сортов конспирологов, от откровенно тупых версий до сложно-филигранно-затейливых. Каждый удит в ней свою рыбку, разной крупности. Однако, несмотря на всё это, попробую абстрагироваться от надрыва информационной войны и попытаться вычленить то, что наиболее реально.

Первая реакция: «это второй южнокорейский Боинг», то есть крайне подходящий для оппонента инцидент и по законам жанра он будет использован для нагнетания мировой антироссийской истерии с новыми санкциями и прочим таким антуражем. Через час жж-шные знатоки сообщили о необычном отклонении маршрута и т.д.

В мировой реакции на инцидент сразу же насторожило то, что майданные деятели из Киева невероятно оперативно — буквально через 20 минут после сбития (!) — раструбили об ополченцах и их ужасающем теракте. Это при том, что никто из них не видел ни осколков самолёта на земле, не было предъявлено никаких веских свидетельств, не начиналось никакое расследование и т.п. Но — с места в карьер. Сразу же обозначили виноватых.

С промайданных украинцев спрос невелик — они давно уже показали себя как патологические лжецы, и цена их «свидетельствам» — ломаный грош на базарном торге тбилисского рынка. Однако и оппоненты с «новороссийской» стороны тут же начали гнать откровенную пургу, наворачивая тонны пропагандистского мусора. Прежде всего это касается истеричных твитов «испанского диспетчера». Лично мне с самого начала было понятно, что это либо фейк либо подстава — не можетвысококвалифицированный специалист, каждодневно отвечающий за тысячи жизней авиапассажиров и несущий высочайшую ответственность за воздушное движение в реальном времени (то есть, обязанный уже по характеру своего труда быть выдержанным и хладнокровным), писать такой политизированный бред на простую публику.

То же самое касается конспирологии про «фатальное отклонение рейса к северу именно в этот день» (=проклятые укры-пидорасы специально завели бедный самолётик в зону АТО). Меня в этом деле сразу смутила слишком сильная генерализациятраектории полёта (выражаясь картографическим языком) между двумя опорными и отдалёнными друг от друга точками — в Карпатах и на Индостане. Так оно в итоге и получилось, вот тутвполне толковое этому пояснение . Особо рейс не отклонялся, летел практически по традиционной траектории. Разве что учитывались погодные условия на трассе.

Нашлись и невероятно бдительные товарищи, которые вывелитеорию заговора укропов из особенностей перекодировки файлов на YouTube, не потрудившись вникнуть в алгоритм смещения времени залитых роликов на американские часовые пояса.

Украинцы за сутки после инцидента наворотили ещё больше и абсурднее: особенно смешнаверсия глав-сбушника Наливайченки о том, что доблестные тризубные рыцари СБУ оперативно изловили двух ракетных «корректировщиков огня», причём один из них, как назло, бегал по Неньке с военным билетом по такой же специальности в кармане 🙂 Жаль, что при них не нашли тушонку с базы Госрезерва РФ под Уссурийском. Недоработочка-с.

Словом, картина сбития Боинга сразу же обросла гигантской «бородой» домыслов и слухов, причём с обеих сторон. Конечно, с точки зрения логики информационной войны «вата против укропов» всё верно: надобно прокукарекать как можно громче и превентивно навесить на врага как можно больше. Однако, как мне представляется, принцип «бритвы Оккама» тут применим и верен. Не надо множить сущности сверх необходимости, братцы.

Так в чём сухой остаток инцидента?

(для политизированных истериков, на всякий случай: это моё сугубо оценочное мнение, не строгий анализ)

1. Лайнер был сбит, и скорей ракетой «воздух-воздух», чем с земли средствами ПВО (моя оценка вероятности: 70% против 30%). Об этом говорит характер повреждений обломков, по доступным фото. Самолёт после поражения был ещё относительно цел, планировал вниз и начал разваливаться на крупные фрагменты только на высоте 2-3 км. Если бы стреляли из «Бука» и попали, он бы просто взорвался прямо там, на высоте 10 км, так как имел 80-85% запаса топлива для длительного полёта до Малайзии.

2. Почему крупные рейсовые самолёты летали над зоной АТО (фактически: полномасштабных военных действий) до сих пор? Как мне представляется — это следствие обыкновенной жадности украинских авиавластей, простого жлобства и желания получать деньги за управление движением даже в условиях войны. И некоторых авиакомпаний тоже, кстати говоря — они шли на риск и экономили более короткими траекториями полётов топливо и время. В «сознательный заговор хунты», заманившей несчастный лайнерок в западню для провокации, я извините, не верю. И вовсе не потому, что хунта такая вся розовая, пушистая и примерная. Нет. Просто это слишком сложная для неё комбинация, с множеством непонятных и рискованных компонентов уравнения.

Так что они поступили весьма просто — и согласно жлобской логике, дабы драгоценное бабло не терять: выдали разрешение на полёты свыше 7900 м, и дело с концом. А рейсы преспокойно летали над Донбассом. До поры до времени, пока не случилось вот это.

3. Кто сбил и почему? Скорей всего, те же самые украинцы (95% вероятности) — но не в результате «сознательной провокации», а банально из-за кривых ручек. Проще говоря, советской техники в их руках много (и ПВО, и авиации в достатке, после расконсервации запасов), а вот квалифицированных кадров, способных с нею грамотно обращаться, мягко говоря, не очень. Помните же инцидент 2001 года? Тогда украинцы 5 или 6 лет подряд факта поражения Ту-154 а/к «Сибирь» комплексом С-200 не признавали, до самого окончания расследования. А Кучма нагло и прямо сказал, дескать, у всех бывают ошибки, и не надо делать из этого трагедию. Так что опыт «неправильных пусков» у ВСУ уже есть. Нет никакой гарантии, что это не повторилось снова. Идёт война, летает куча лiтаков над «зоной АТО», на малых высотах их сбивают ополченцы, и нервишки у всех на пределе. В том числе и у лётчиков ВСУ.

Версия «сбили ополченцы» тянет на 5% вероятности, не больше. Нет у них пока таких средств поражения, чтобы сбивать высокоскоростную цель (900 км/ч) на высоте 10 тыс.м. И даже если они предположительно захватили какой-то «Бук» (пусковой комплекс), то к нему нужна квалицифированная команда обученных спецов и комплект машин, в том числе машина наведения и целеуказания. Истребителей над зоной боёв у них тоже нет. Хотя понятно, что украинцы валят и будут валить на «колорадов», у них просто нет другого выхода в данной ситуации.

Что касается виновности РФ, то это вообще за гранью вероятности, то есть 0%. Инцидент был вне зоны дежурства ПВО РФ, и по мотивам полностью ей невыгоден, по всем измерениям.

И да, важно. Главная ответственность всё же — за Украиной, которая допускала полёты рейсовых лайнеров над зоной военных действий, исправно собирала «пролётные» деньги и не закрывала своё воздушное пространство в такой зоне.

Так что перепроверяйте всё. Не ведитесь на пропагандистские истерики и псевдонаучное пустозвонство. Если говорит реальный специалист по профилю — он никогда не будет истерить и торопиться с однозначностью выводов. равда, в объективное расследование, честно говоря, я тоже не верю. Эта трагедия в итоге останется такой же загадкой, как и рейс KAL007 при Андропове и Рейгане. Так мне думается.

Источник:periskop