День космонавтики без космоса, астрономии и планетариев. Как отличить Тау Кита от Альфы Центавра?

Сегодня 12 апреля – День космонавтики. Однако, отмечать этот праздник грустно. Великий Советский космос в условиях РФ переживает не лучшие времена, а сама тема вечной Вселенной не изучается в школах. Даже предмет «астрономия» в школах отменен, что ослабляет в детях любознательность, и интерес к неведомому. Плюс к этому, в стране закрываются многие планетарии.

Враждебные или доброжелательные пришельцы, и поиски в космосе иных цивилизаций «в реальности» всегда занимали умы детей, несмотря на почти безграничные возможности и разнообразие компьютерных игр. Маленькие россияне не исключение, однако, большинство из них никогда не посещали планетарии, а если и были в них, то пробудившийся интерес к созвездиям, наверняка, быстро угасал. Современная школа не нацелена на воспитание будущих космонавтов, а подростковые и детские кружки и клубы по астрономии давно исчезли.

А ведь даже часовая лекция, больше похожая на познавательный мультфильм о спутниках Земли и о том, как различать созвездия на ночном небе, зарождает в детях интерес к сложной и непопулярной сегодня науке астрономии. Если в круглом зале под куполом присутствуют хотя бы тридцать зрителей – уже аншлаг, который означает, что аппаратура работает не вхолостую. А удовольствие это не из дешевых, и «гонять» оборудование ради одного-двух человек нецелесообразно.

Между прочим, в этом году во всем мире готовятся отмечать шестидесятилетие со дня начала освоения космоса. Однако абсолютное большинство детей знают о космической эре удручающе мало, если не сказать – ничего. В России перестали преподавать астрономию, и это привело к тому, что население, условно говоря, не может отличить Тау Кита от Альфы Центавра. В прошлом году по инициативе московского планетария в ряде городов проводился астрономический диктант. Присутствующие продемонстрировали практически нулевые знания.

Плачевный результат, и он очень сильно сказывается на формировании мировоззрения подрастающего поколения. Это все равно, что находиться в своей квартире и никогда не выходить наружу, даже не смотреть в окно. Но интерес к астрономии у детей есть, и он начинает формироваться с детского сада. Сейчас самая благодарная публика в планетарии – учащиеся начальной школы.

В этом году в Минобразовании спохватились и обещают, что с нового учебного года уроки астрономии в школах возобновятся. Предполагается, что детям будут рассказывать о строении Солнечной системы, Вселенной и звездах. Однако специалисты испытывают большие сомнения на этот счет. Совершенно неясно, где брать квалифицированных педагогов, способных грамотно донести до ребят не самый простой предмет, если даже с учителями физики в стране острый дефицит.

Тревожно, что в скором времени многие города могут лишиться своих планетариев. Муниципалитетам они не нужны, содержать их из бюджета все более накладно. Первоочередная задача – сохранить хотя бы то, что осталось, и уже не важно, какой ценой. Главное, но моему мнению, – вернуть в Россию дух покорения новых планет и созвездий. Это особенно важно и своевременно в связи с грандиозными открытиями астрономов американского космического агентства NASA, которым недавно удалось обнаружить в галактике три потенциально пригодных для жизни планеты.