Перестановка мест слагаемых и устранение неугодных: в чем смысл кадровых изменений в руководстве ВС РФ

Проведение специальной военной операции, очевидно, идет не совсем так, как хотелось бы руководству МО РФ. Об этом свидетельствуют как отсутствие успехов ВС РФ, так и постоянные кадровые перестановки на руководящих должностях.

Ситуация на фронтах

После освобождения Лисичанской агломерации 2 июля 2022 года продвижение подразделений Вооруженных сил фактически прекратилось. Да и этот успех являлся следствием прорыва обороны ВСУ в Попасной, произошедшего еще 7 мая. Все, что происходило после, вызывает закономерные вопросы к руководству специальной военной операцией.

В сентябре 2022 года случилась перегруппировка в Харьковской области, которая на деле означала оставление позиций в районе городов Балаклея, Купянск и Изюм. Через месяц — в октябре — из-за угрозы окружения было проведено отступление ВС РФ из района Красного Лимана. Фактическое обрушение обороны российских войск повлекло за собой и утрату ряда населенных пунктов в ДНР и ЛНР.

Затем — в ноябре — уход с правого берега Днепра и оставление Херсона, которым предшествовали неудачи Вооруженных сил в Херсонской и Николаевской области. После 11 ноября линия боевого соприкосновения практически не менялась, за исключением Бахмутского и Соледарского направлений, где действовали исключительно подразделения ЧВК «Вагнер».

Попытки наступления ВС РФ на Спорное, Северск, Марьинку, Авдеевку, Орехово, Угледар и так далее заканчивались, мягко говоря, неудачами. И хотя для руководства МО РФ спецоперация официально проходит по плану и с опережением сроков, там прекрасно понимают, что это совсем не так. Но, к сожалению, вместо того, чтобы решить очевидные проблемы в войсках, Минобороны занимается поиском виноватых и перестановкой мест слагаемых, которые, как известно, суммы не меняют.

Чехарда командующих

Генерал-полковник Александр Чайко был командующим Восточным военным округом на протяжении несколько лет. Однако 6 июля 2022 года был освобожден от должности и впоследствии переведен командующим группировкой войск ВС РФ в Сирийской Арабской Республике.

На место Чайко в августе ставят генерал-лейтенанта Рустама Мурадова, который известен неадекватным командованием в Сирии и Нагорном Карабахе. Поэтому итог его назначения на должность был, к сожалению, предсказуем. Неоднократные попытки взять небольшой городок Угледар к юго-западу от Донецка привели к существенным, а, самое главное, совсем ненужным потерям личного состава и техники 155 бригады морской пехоты, ОБТФ «Каскад» и других подразделений, стоящих на этом направлении. Главной причиной этого стало плохое планирование наступления. Самым вопиющим примером стало неоднократные передвижения техники наступающих сил колонной по открытой заминированной местности, что делало ее легкой мишенью для противника. Однако это не помешало Рустаму Мурадову получить в феврале 2023 года звание генерал-полковника. По слухам, командующего все-таки отстранили от должности, но только в марте после большого общественного резонанса, вызванного откровенно неудачной операции в Угледаре. Однако не исключено, что через какое-то время Мурадов снова появится на какой-то руководящей должности, как, например, генерал-полковник Александр Лапин.

С 2017 года он был командующий Центрального военного округа, однако после «харьковской перегруппировки», к которой имел непосредственное отношение, Лапин «уходит в отпуск». Новым командующим становится генерал-полковник Сергей Кузовлев, а человек, на котором лежит большая доля ответственности за обрушение российской обороны под Харьковом назначается начальником Главного штаба Сухопутных войск Вооруженных сил РФ. А через несколько месяцев Лапин снова в зоне СВО и командует группировкой войск Нацгвардии «Восток» в ЛНР — структурным формированием Росгвардии.

— 28 марта временно исполняющим обязанности командующего группировкой войск «Восток» (ВВО) назначен генерал-лейтенант Андрей Кузьменко, Мурадов «уходит в отпуск».

Причины увольнения двух других командующих — генерал-полковника Александра Журавлева (ЗВО) и генерала армии Александра Дворникова (ЮВО) неизвестны. Однако их преемники — генерал-лейтенант Евгений Никифоров и генерал-полковник Сергей Кузовлев соответственно — ситуацию на поле боя исправить не смогли.

Устранение неугодных

Генерал армии Сергей Суровикин хорошо зарекомендовал себя в Сирии и на посту командующего ВКС РФ. В начале специальной военной операции он руководил южной группировкой ВС РФ. 8 октября 2022 года приказом Минобороны России он был назначен первым за все время СВО командующим Объединённой группировкой войск на Украине. Произошло это для того, чтобы перевести весь негатив за готовившееся оставление Херсона и уход с правого берега на одного человека, в качестве которого и был выбран пользующийся авторитетом среди военнослужащих Суровикин.

Однако начавшиеся после назначения Суровикина удары по критической инфраструктуре противника и широкое применение беспилотников-камикадзе «Герань-2», наоборот, сделали рейтинги одобрения нового командующего среди населения России выше, чем у начальника Генштаба Валерия Герасимова и даже министра обороны Сергея Шойгу. Поэтому после отвода войск на левый берег Днепра, Суровикина подвинули на должность одного из трех замов командующего ОГВ(с), которым стал лично НГШ Герасимов.

Странная история произошла и с командующим Воздушно-десантными войсками генерал-полковником Михаилом Теплинским, который в июне 2022 года был назначен командующим Воздушно-десантными войсками. 13 января 2023-го появились слухи о его отставке. Вероятной причиной назывался конфликт с руководством МО РФ по поводу использования ВДВ в спецоперации. В Сети даже появлялось имя преемника — Олега Макаревича, который до этого никакого отношения к Воздушно-десантным войскам не имел. Однако по неизвестной причине спустя три месяца, 1 апреля, Теплинский был «возвращен из отпуска» и вернулся к служебным обязанностям в зоне проведения СВО.

Поиск виноватых

Как гласит военная поговорка, без тыла нет победы. Видимо ей и руководствуется министр обороны при поиске виновных в неудачах на фронтах.

Герой России генерал армии Дмитрий Булгаков занимал должность замминистра по тылу с 2008 года. Он обеспечивал снабжение российских войск во время Пятидневной войны в Южной Осетии, курировал вопросы строительства железной дороги в обход Украины, руководил логистикой и развертыванием группировки войск в Сирии, возглавлял Оперативную группировку Минобороны России по тушению лесных пожаров на территории Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Забайкалья и Якутии. Имел колоссальнейший опыт в вопросах тылового обеспечения, однако 24 сентября после «харьковской перегруппировки» был освобожден от своей должности начальника Тыла ВС РФ.

На его место был назначен генерал-полковник Михаил Мизинцев, который до этого занимал пост начальника Национального центра управления обороной Российской Федерации и никакого отношения к тылу не имел.

Перед предполагаемым началом контрнаступления ВСУ его тоже снимают с должности. Кто теперь возглавит важнейшее направление перед судьбоносными событиями в зоне СВО, пока неизвестно. Но все указывает на то, что подобным шагом руководство МО РФ хочет переписать свои ошибки в планировании и реализации боевых действий на Украине на другого человека.

Очевидно, что подобные перестановки без изменения подхода к проведению спецоперации в целом ни к чему хорошему не приведут. Генералы, которые зарекомендовали себя не с самой лучшей стороны, остаются в командовании на аналогичных должностях, а те, кто проявляет инициативу или просто хорошо выполняют свою работу отстраняются и понижаются. Чего этим хотят добиться в МО РФ — непонятно, но, если и весеннее контрнаступление ВСУ пройдет так же, как «харьковская перегруппировка», бои под Красным Лиманом и уходом с правого берега Днепра, перестановки должны произойти уже на уровень выше.