45-й ММКФ подвел итоги: самыми популярными у зрителей оказались русские фильмы

Несмотря на изоляцию, в которой мы оказались в последнее время, Московский кинофестиваль в очередной раз состоялся, и он по-прежнему международный. 

Конечно, бойкот европейских стран не мог не наложить отпечаток на фестивальные программы – они составлены в этом году, в основном, из картин, снятых в Азии и Латинской Америке. Китай, Индия, Малайзия, Мексика, Чили, Аргентина – вот основные зарубежные участники нынешнего фестиваля. 

А  основные награды фестиваля таковы:

«Золотой Георгий» за лучший фильм – «Три брата» (Чили, Аргентина), режиссер Франсиско Папарелья. Председатель жюри, вручая награду, назвал его душераздирающим фильмом.

Приз за лучшую режиссуру получила картина «Черная луна» (Мексика), режиссер Тонатью Гарсия. Этот фильм также получил приз зрительских симпатий, что, по словам режиссера, демонстрирует популярность темы защиты природных ресурсов.

За лучшую мужскую роль был награжден Фернандо Арсе – главная роль в боливийском фильме «Те, кто внизу». Приз за лучшую женскую роль достался актрисе Кахо Сэто из японского фильма «Хрупкие цветы в потоке дней».

Лучшим документальным фильмом стал «Владимирский централ» — одна из частей трилогии «История российских тюрем», которую зрители смогли полностью увидеть на фестивале.

Лучшим фильмом конкурса «Русские премьеры» стал «Край надломленной луны» — камерная драма молодого режиссера Светланы Самошиной о том, как сестры-подростки находят своего отца. Как яркие дебюты «Русских премьер» были отмечены фильмы «Тайное влечение» Стаси Венковой и «Единица Монтевидео» Татьяны Лютаевой.

Приятно отметить, что в этом году русское кино пользовались особенной популярностью у зрителей. Серьезной работой оказался фильм Открытия «Снегирь» Бориса Хлебникова, который в июне выйдет в прокат. В течение фестивальных дней на всех семи фильмах «Русских премьер» зал кинотеатра «Художественный» был полон. 

Приличное количество зрителей собрал огромный главный зал кинотеатра «Октябрь» во время показа двух отечественных фильмов основного конкурса: «14+. Продолжение» Андрея Зайцева и «Первая любовь» Светланы Проскуриной (которые лично мне из всех конкурсных фильмов показались самыми интересными).

С аншлагом прошли показы трилогии «История российских тюрем» – «Бутырский замок», «Кресты» и «Владимирский централ» – зрители сидели даже на ступеньках. Аналогичный аншлаг вызвал документальный фильм про Михаила Горшенева, солиста группы «Король и шут».

И суперпопулярными оказались показы пилотных серий российских сериалов в программе «Первая серия», хотя большинство из них — далеко не артхаусные боевики о расследованиях и похищениях, иногда с комедийными элементами: «Кошка», «Райцентр», «Спасти единственного сына», «Ухожу красиво». А все рекорды побила премьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» в главном зале «Октября», перед показом которого в фойе яблоку негде было упасть. Остается лишь позавидовать создателям сериала и гадать, каким образом они собрали столько (в основном, очень молодой) публики. 

И, наконец, российские фильмы последнего года, премьеры которых уже состоялись на других фестивалях, зрители по традиции смогли увидеть в Доме Кино.

Европейское и американское кино было мало представлено на фестивале. Среди наиболее запомнившихся фильмов – британская картина «Банк Дейва», показывающая противостояние элиты банковской сферы и простых англичан, и швейцарская антиутопия «Безумная Хайди» — фантазия о том как в тоталитарной Швейцарии будущего правит сырный магнат.

Таким оказался 45-й по счету Московский кинофестиваль – главное кинособытие года в нашей стране. Как и в какую сторону он будет эволюционировать дальше, покажет время.