Как Уральская республика подавилась суверенитетом

Как-то незамеченной прошла дата 1 июля — условный День Уральской республики — она была провозглашена в этот день 26 лет назад, в 1993 году. Просуществовала недолго — 132 дня, до 10 ноября, когда губернатор Свердловской области (Уральской республики) Эдуард Россель был снят со своего поста указом президента Бориса Ельцина.

Уральская республика — это любимая политическая страшилка. Стоит уральцам показать высказать свое недовольство, как кто-нибудь начинает обязательно вспоминать Уральскую республику и предрекать, что Урал вот-вот взбрыкнет и отделится от России.

Разумеется, это полная чушь. Россель провозглашал республику не чтобы отделяться от России, а чтобы уравнять регион в правах (в первую очередь, в бюджетном смысле) с другими республиками — Татарстаном, Башкирией. Сказано ведь было Ельциным в 1990-м году: «берите столько суверенитета, сколько можете проглотить». Но выяснилось, что это относится только к национальным республикам. (Сам Россель говорил: «Нам не нужен суверенитет, но очень нужны экономическая и законодательная самостоятельность»).

Соратники Росселя при этом считают, что проект республики в конечном счете оказался удачным — ведь после нее Москва согласилась с идеей дать областям и краям больше прав, приблизив их к республикам по статусу.

Конечно, никто не знает, как бы пошла российская история, если бы Эдуарду Росселю позволили сохранить республику. Может быть, получив желанный суверенитет, он бы шагнул дальше? Уговорил бы присоединиться к республике промышленный Челябинск, нефтегазовые ХМАО и ЯНАО, аграрный Курган?.. А там, получив под контроль такие ресурсы, стал бы требовать больше прав, вплоть до автономии? Это уже тема для писателей, работающих в жанре альтернативной истории.

Сейчас нет людей, которые бы всерьез говорили о возможности какой-либо автономии Урала. Ведь не существовало «уральской государственности», чтобы мысль об этом имела исторические основания. Нет и «уральского народа», «уральского языка» (хотя на Урале говорят «однерка», «завалить» и «своротка»), а непрекращающиеся поиски особой уральской идентичности не являются чем-то особенным: также ищут себя в Сибири, на Дальнем Востоке, в других регионах. Урал — это Россия, и трудно всерьез рассуждать иначе.

Впрочем, это не значит, что разговор о правах регионах завершен. Наоборот, важная его часть впереди, полагает тг-канал t.me/kolezev. В обозримом будущем нашей стране обязательно придется думать о децентрализации, о возвращении полномочий регионам, о становлении подлинного федерализма. Свердловская область обязательно должна быть в числе тех регионов, кто находится на переднем крае этой дискуссии.