«Боевые гопаки» Дмитрия Рогозина

На днях в ведомстве Рогозина сообщили об инфо-атаках неких сил с целью нанести ущерб (имеджевый и не только) ракетно-космической отрасли России. Конечно, не исключено, что Илону Маску покоя на дают успехи Дмитрия Рогозина, с конца мая работающего генеральным директором «Роскосмоса», а до того, на посту вице-премьера, курировавшего отрасль. А может, все банальней: плохим танцорам… ноги мешают?

Прогресс Роскосмоса и его успехи кому-то явно не дают покоя — так руководитель пресс-службы космического агентства Владимир Устименко объясняет волну негативных сообщений, появившихся в СМИ и соцсетях.

«Сама отрасль начала реконфигурацию для создания профильных индустриальных холдингов — ракетного, двигателестроительного, приборостроительного. Роскосмос пришел в движение. Возможно, информационная атака на нас связана именно с этим», — заявил руководитель пресс-службы агентства в интервью РИА «Новости» (ria.ru/interview/20181204/1540231906.html).

Кому-то вовне и внутри страны очень не хочется, чтобы Россия вернула себе лидерские позиции в космосе. Планомерно пытаются сложить образ Роскосмоса как самого большого должника и отрасли, «пожирающей федеральные деньги».

Владимир Устименко, глава пресс-службы Роскосмоса

Злоумышленники хотят лишить агентство поддержки при формировании бюджета отрасли, заключил Устименко.

В соцсетях заявления об информатаке на Роскосмос восприняли критически. Была ли она?

Возможность провести многомиллионную кампанию по исправлению, улучшению или дискредитации имиджа кого-либо в СМИ существует, рассказал «360» (https://360tv.ru/news/mir/kto-zakazal-rogozina/) специалист по коммуникациям в новых медиа Николай Григорьев. Разброс цен — от нескольких тысяч рублей за пост в Telegram-канале до миллионов рублей за полноценную кампанию с большим охватом медиапространства.


Космический заказ

В данный момент явных признаков агрессивной кампании по дискредитации Роскосмоса в СМИ не видно, считает Григорьев. Негативных материалов, действительно, много. Но считать одно лишь это признаком травли не стоит. Кампанию по дискредитации обычно видно благодаря появлению порции схожих негативных сообщений. При этом должны выполняться и другие условия.

Если синхронные тезисы вбросили разные издания и подозрительно одновременно при отсутствии явного повода, можно подозревать заказ.

Николай Григорьев, специалист по коммуникациям в новых медиа

В случае с Роскосмосом этот признак отсутствует, что позволяет с высокой долей вероятности сделать вывод — действий по дискредитации нет, сказал специалист.

Чем более агрессивна кампания, тем более она заметна в СМИ. Конечно, иногда ее проводят очень тонко, привязывая к информационным поводам. Но встречается такое нечасто: в России немногие медиатехнологи способны на столь высокий пилотаж.

«То, что у нас есть, это так называемый нативный негатив, то есть естественный ответ медиа на конкретную причину», — рассказывает эксперт. Причин, по его мнению, более чем достаточно: это и история с дырой в корпусе МКС, и авария ракеты при запуске.

Часть негативных комментариев мог спровоцировать своими высказываниями глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.


РАНЕЕ НА МОСМОНИТОРЕ:Рогозин и собака — у кого организм сложнее?

Американский экономист в области космических программ Уильям Андерсон считает, что такая участь уже постигла SpaceX. В общественном сознании она стала компанией одного человека, рассказал собеседник «360». В США общественное мнение о SpaceX очень зависит от имиджа ее эксцентричного основателя Илона Маска.

Мнение о SpaceX в целом позитивное, так как запуски у них в основном успешные. А вот личность Маска — спорная, он курит марихуану публично и в эфире ТВ, ведет себя вызывающе и тем самым создает скандальный образ SpaceX.

Уильям Андерсон, экономист


Анонимные каналы

Немного по-другому выглядит ситуация с Telegram-каналами. Если в СМИ все же много нейтральных и позитивных сообщений, то анализ самых популярных каналов показал: о Роскосмосе в них либо плохо, либо никак. Наиболее вероятно, что волна негативных публикаций в Telegram обусловлена не кампанией по дискредитации, а отсутствием собственных агентов влияния там у Роскосмоса, полагает Григорьев.

Рогозин никак не представлен в Telegram, не представлены и его интересы. Нет тех, кто будет писать позитивные посты про Роскосмос и размещать их на каналах с многотысячной аудиторией.

Николай Григорьев, специалист по коммуникациям в новых медиа

Эту точку зрения подтверждает и то, что почти ни в одном канале, судя по всему, не стоит «блок» на негатив в отношение космического агентства. Будь у Рогозина агенты влияния, он бы смог заблокировать распространение негативных сообщений и минимизировать появление новых. Почти во всех каналах есть возможность поставить «блок» на негатив о том или ином субьекте, заплатив владельцу.

При этом Григорьев допускает наличие некой кампании по дискредитации космического агентства именно в Telegram. В качестве примера манипулятивного поста он привел сообщение о доле агентств России, ЕС и США на рынке космических запусков.

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/12/21480_image.JPG

«Здесь не указана единица измерения: проценты пусков? Денег? Бензина? Сотрудников? Ракеты нарисованы как попало, лишь бы помощнее смотрелись, цифра побольше. Их нельзя сопоставлять в принципе!» — считает Григорьев.

По его мнению, если и есть попытки кампании по очернению, то направлены они против самого Рогозина, а не против Роскосмоса как компании. По мнению эксперта, все это может быть внутренними интригами во власти и борьбой за бюджет.


Зарубежные партнеры

За рубежом специальной деструктивной кампании против Роскосмоса нет, но она и не нужна: агентство не может похвастать популярностью, заявил сотрудник американской космической программы United States Space Camp Мэтью Боднер. «Никто не желает Роскосмосу провала, это было бы очень грустно, — уверен он. — Роскосмос вызывает разве что сожаление и сочувствие из-за урезания их бюджета и постоянных проблем с контролем качества».

О том, что бюджет российской компании почти в 20 раз уступает бюджету NASA, говорил и пресс-секретарь Роскосмоса.

У Роскосмоса имидж компании, которая запустит ваш спутник на орбиту, если им заплатить. Особого волнения они ни у кого не вызывают, и непохоже, что от них можно ожидать чего-то действительно прорывногоэ

Мэтью Боднер, сотрудник United States Space Camp

Между NASA и Роскосмосом нет конкуренции, а значит, нет и причины для антироссийских действий, считает Уильям Андерсон. Имидж агентства страдает разве что на общей волне антироссийских настроений в США, но не более того.

Эксперт уверен: общественное восприятие космических агентств в целом очень поменялось после окончания холодной войны. NASA и Роскосмос тогда воспринимались как враги из-за космической гонки, когда у России и США была одна и та же цель — добраться до Луны.

«Сегодня ситуация другая. Во-первых, Роскосмос и NASA вместо конкурирования сотрудничают, так что негатива нет. Во-вторых, у двух агентств практически нет единой общей цели, которую «надо любой ценой достичь», как было с высадкой на Луну. С этим согласен и Мэтью Боднер. Он добавил, что для NASA Роскосмос — это партнер. SpaceX, вероятно, не обращает на них внимания.

Когда заходит речь о высадке на Марс или каких-то похожих проектах, например космическом туризме, это, как правило, не находит особого отклика у населения. Впрочем, если Роскосмос и правда добьется прорыва в сфере полетов, то исключить новую «гонку вооружений» нельзя, как и кампаний по дискредитации в СМИ.