Госдума решит проблему «наемников» на Донбассе

Госдума подготовила законопроект, уточняющий УК РФ. Речь идет о ст. 359 – «Наемничество». В новой редакции эта статья позволит избежать уголовной ответственности тех россиян, которые добровольно вступили в народное ополчение юго-востока Украины. Новый законопроект парламентарии направили в правительство России и в Верховный суд РФ.

Сейчас по 359 статье УК гражданину России грозит от 3 до 7 лет лишения свободы за участие в качестве наемника в вооруженных конфликтах или военных действиях. При этом наемником является гражданин России, участвующий за материальное вознаграждение в военном конфликте на территории другого государства при том, что он постоянно не проживает на этой территории и не отправлен туда российским государством официально.

Один из авторов поправок, депутат ГД от ЛДПР Ярослав Нилов считает, что обновленный законопроект поможет отделить тех граждан России, которые «продают свой людской ресурс», участвуя в военных действиях на Украине за деньги против повстанцев Новороссии, от тех, кто считает своим долгом поддержать оружием «своих братьев по крови».

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал один из известнейших столичных политологов Алексей Зудин.


— Многих беспокоит тот факт, что добровольцы вернутся в Россию с клеймом «наемника». Положение осложняется тем, что главнокомандующий республиканцев Игорь Стрелков заявил о создании с июля контрактной армии. То есть ополченцы будут получать около 23 тысяч в месяц. Так что теперь и добровольцы из РФ будут воевать небезвозмездно. Как по вашему мнению, УК разделит россиян с опытом войны в Донбассе на черных и белых? Может есть смысл разработать специальный закон — о добровольцах и интербригадах?

— Да, необходимо отделить добровольцев от наемников, и хорошо, что наши законотворцы осознают эту необходимость. Закон должен обеспечивать полную правовую защиту добровольцев.

В последнее время в российском публичном пространстве часто обсуждается тема, что «русская весна» на юго-востоке Украины заключает в себе несколько опасностей. В частности, утверждается, что движение сопротивления основывается на этническом национализме. Кроме того, это движение выдвинуло новых лидеров, т.н. полевых командиров, что якобы представляет определенную опасность для существующего в России политического режима.

Мне кажется, что для обоих утверждений нет никаких реальных оснований. На самом деле налицо развязывание пропагандистской кампании с целью создать в российском общественном мнении недоверия к юго-востоку, с целью разобщить и столкнуть юго-восток и российское общество. И эта кампания во многом достигает своей цели…

Что касается перехода армии ДНР на контрактную основу, то здесь, как всегда, нельзя найти стопроцентно верное решение. Когда события на юго-востоке начинались, ставка делалась на призыв, сейчас – на контрактную армию. Это в целом оправданная позиция, хотя и несет в себе определенные риски. Следует понимать, что эта армия создавалась практически в условиях осады, и это означает, что в эту армию изначально пришли люди не только и не столько за деньги, сколько по идейным соображениям, люди, решившие защищать свои убеждения.

Конечно, эту армию придется содержать, и на это понадобятся средства. Однако мне кажется, что именно фактор идейного участия снизит риск того, что в контрактную армию ДНР попадут случайные люди, ставящие деньги во главу угла. Кстати, уже были попытки сравнить оплату труда контрактников ДНР и киевских военных – у последних оплата больше.