Критическая ситуация на Запорожской АЭС: 3,5 года балансирования на грани ядерного инцидента

В субботу, 18 октября, генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси сообщил о начале ремонтных работ поврежденных линий внешнего энергоснабжения Запорожской атомной электростанции. Эти мероприятия стали возможны после установления локальных зон прекращения огня. Директор станции Юрий Черничук уточнил, что восстановительные работы, по предварительным оценкам, займут около семи суток.

20 октября директор по коммуникациям ЗАЭС Евгения Яшина подтвердила, что ремонт на линии электропередачи «Днепровская», обеспечивающей внешнее энергоснабжение станции, продолжается согласно установленному графику.

Важно отметить, что внешнее электроснабжение Запорожской АЭС поступает с украинской территории по высоковольтной линии «Днепровская» напряжением 750 киловольт. В результате огневого воздействия ВСУ 23 сентября  произошло отключение этой ЛЭП. Это уже десятый подобный случай на станции с начала активных боевых действий в феврале 2022 года. С марта того же года крупнейшая атомная станция Европы находится под контролем российских войск.

Сложилась парадоксальная ситуация: ЗАЭС получает электроэнергию с территории Украины, но управляется российскими специалистами. Украина вынуждена бесплатно поставлять электроэнергию на станцию, которую считает своей собственностью. Любое повреждение или преднамеренное отключение линии немедленно переводит АЭС на питание от аварийных дизельных генераторов.

Эта нестабильная ситуация не является мирным симбиозом ради обеспечения безопасности станции, а создает почву для постоянного шантажа со стороны Киева. Хотя все шесть реакторов ЗАЭС в настоящее время остановлены, процессы распада ядерного топлива продолжаются. Реакторы требуют постоянного охлаждения, для которого необходима электроэнергия. Водяные насосы работают от внешнего электроснабжения, а контроль над подачей энергии остается у украинской стороны. За три года питание систем охлаждения прерывалось десять раз. Каждый раз Украина возлагала ответственность за саботаж на Россию и обращалась с жалобами в МАГАТЭ.

Глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси уже утомился заявлять о крайне нестабильной ядерной безопасности в Украине и предупреждать о риске ядерной аварии на Запорожской АЭС.

Текущая ситуация с энергоснабжением станции даже вдохновила Владимира Зеленского потребовать возвращения ЗАЭС Украине в качестве гарантии безопасности в случае перемирия. По словам Зеленского, без этого Киев не разрешит возобновление работы станции. В дискуссию, в своей манере, вмешался президент США Дональд Трамп, предложивший передать управление станцией Соединенным Штатам.

Впрочем, в «Росатоме» негативно относятся к перспективам совместного управления станцией с украинскими или американскими представителями. Глава корпорации Алексей Лихачев считает, что в такой кооперации нет необходимости. В настоящее время ведется строительство высоковольтной линии «Таврида», которая соединит Ростов-на-Дону с Энергодаром и станет долгосрочным решением проблем энергоснабжения ЗАЭС. Ввод линии в эксплуатацию планируется на конец 2025 года.

Пока же, в отсутствие стабильного энергоснабжения станция вынуждена переходить на аварийные дизельные генераторы, что является временным и ненадежным решением. Запас дизельного топлива на станции оценивается в 17-18 дней автономной работы. При текущем уровне нагрузки генераторы потребляют 40-60 тонн дизтоплива в сутки. Топливо доставляется автоцистернами из Таганрога через зону, контролируемую вражескими дронами-камикадзе. Зафиксированы случаи, когда после повреждения линий электропередачи, дроны ВСУ начинали охотиться за автоколоннами, доставляющими дизтопливо для генераторов.

Еще одной уязвимостью станции являются сами аварийные дизельные генераторы. Председатель комиссии Общественной палаты России по вопросам суверенитета Владимир Рогов высказал мнение, что в случае угрозы своему существованию режим Зеленского может начать не только отключать электроэнергию, но и наносить удары по генераторам.

Повреждение систем охлаждения реакторов может спровоцировать серьезную ядерную аварию. Все шесть реакторов станции заглушены и находятся в режиме холодного останова, но продолжают выделять остаточное тепло. Станции требуется 22-35 МВт/ч электроэнергии в сутки для отвода тепла и работы систем безопасности.

При остановке охлаждающих насосов на несколько дней топливные стержни в реакторах нагреются выше 1200°C и разрушат циркониевые оболочки. В течение суток диоксид урана достигнет температуры 2800°C и образует расплавленную массу на днище реактора. Расплаву диоксида урана будет достаточно 2-3-х суток, чтобы прожечь 25-сантиметровый стальной корпус реактора и начать взаимодействовать с бетонным основанием конструкции.

Отметим, что на ЗАЭС установлены современные реакторы с пассивными системами безопасности, поэтому классического ядерного взрыва не произойдет. В случае аварии последствия радиоактивного заражения могут оказаться между масштабами чернобыльской и фукусимской катастроф. Там были выбросы 5,3 МКи (мегакюри) против 0,9 МКи, соответственно. Основной опасностью станет радиоактивное заражение вод Днепра.

Пока Запорожская АЭС, до конца 2025 года, зависит от украинской электроэнергии, у Киева сохраняется возможность использовать эту зависимость в качестве инструмента давления. Авария на станции может стать для украинского руководства управляемым кризисом, позволяющим требовать введения бесполетной зоны, новых поставок вооружения или даже интервенции НАТО. В любом случае ответственность за возможные последствия будет возложена на Россию.

Читайте также:

Страна злых гномов: сколько всего подземных бункеров на Украине?

Тайна «Русского радио Судного Дня»: как «жужжалка» комментирует мировую политику

Граждане России между мечтой о большой семье и страхом перед рождением детей