ФАС волюнтаристскими штрафами разоряет русские порты


На прошлой неделе Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял резолюцию «Морские порты в экспортной цепи поставок российских компаний», где выразил «обеспокоенность» позицией Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении российских портов. Спустя неделю президент «Транснефти» Николай Токарев написал письмо руководителю ФАС Игорю Артемьеву, в котором подверг жесткой критике работу ведомства. По мнению российского бизнес-сообщества, действия ФАС наносят непоправимый ущерб портам страны и играют на руку нашим геополитическим противникам

Непосредственным поводом дляписьма руководителя транспортной монополии стал штраф в 9,74 млрд рублей, который антимонопольное ведомство 3 апреля наложило на Новороссийский морской торговый порт (НМТП) (совместное предприятие ПАО «Транснефть») за нарушение антимонопольного законодательства. Это около 18% годовой выручке группы НМТП.

Параллельно ФАС предписала еще трем портам выплатить в общей сложности почти 17 млрд руб штрафов за «установление монопольно высоких цен на перевалку». Под раздачу поимо НМТП попали АО «ПКТ» – 4,17 млрд руб., АО «Петролеспорт» и ООО «ВСК» – 1,27 и 1,6 млрд руб. соответственно.

Денис Ворчик из «Уралсиба» назвал штрафы«неподъемными» . Эксперты говорят о волюнтаристском подходе при их начислении. Необоснованные действия антимонопольной службы только уводят рынок в «серую зону».

Глава «Траснефти» считает, что действия ФАС негативно влияют не только на стоимость пакета ПАО «Транснефть» (35,5%), но и на стоимость принадлежащих государству и планируемых к приватизации акции ПАО «НМТП», что «дает возможность потенциальному покупателю приобрести эти пакеты по минимальной цене». Аналогичной позиции придерживаются ведущие аналитики рынка.По мнению Дениса Ворчика , «действия ФАС могут привести к снижению стоимости бизнеса компании в преддверии продажи 20- процентного госпакета ее акций. Сейчас акции торгуются около средневзвешенной цены за последние шесть месяцев, которая определяет минимальную цену выкупа в случае обязательного предложения».

Другая сторона вопроса – обострение внешней борьбы за рынок мировых грузоперевозок. Действия ФАС вызваливозмущение не только у Николая Токарева иРСПП . В резолюции экспертов союза говорится об ошибочности требования ФАС перевести в рубли портовые тарифы (из-за чего и вырос их рублевый эквивалент в 14-15 годах) и попытки ограничения нормы прибыли стивидоров. Все это напрямую играет на руку экономическим конкурентам России. НМТП стал первым стивидором, получившим предписание ФАС установить «экономически обоснованный» тариф и перевести его долларовую ставку в рубли по курсу 2012 года (сейчас группа НМТП оспаривает это предписание в арбитражном суде).

В ФАС заявили, что, если предписание не будет исполнено, может быть отменен приказ ФСТ (ныне входит в структуру ФАС) в отношении ПТП от 2013 года, по которому служба не применяет к порту ценовое регулирование на услуги по погрузке, выгрузке, хранению грузов и предоставлению причалов.

Требование более чем странное, учитывая, что займы для реализации своей деятельности, которые берут порты, рассчитываются отнюдь не по курсу пятилетней давности.

В опросе, который провел РСПП в феврале—марте среди грузоотправителей, стивидоры и грузовладельцы отмечали отставание российских портов от конкурентов в области проведения работ по дноуглублению и модернизации навигационно-гидрографических систем, недостаточное развитие услуг буксиров и ледоколов и длительность и бюрократизированность процедур оформления грузов.

Выступая за ограничение рентабельности портов, а, фактически, за возврат их за порог рентабельности, команда Артемьева дает понять, что инвестиции в развитие российских портов нежелательны. Еще один удар по реальному сегменту для инвестиций ухудшит и без того неважные показатели в этой области.

При этом конкуренция за грузовые потоки в Черноморском бассейне обостряется не только по экономическим, так и по политическим причинам. В последнее время резко возросла активность вокруг украинских портов. Киевские власти наметили обширную программу реконструкции черноморских портов с привлечением концессионеров. Одесский порт посетили представители украинской дипмиссии США. Использовать украинские порты с этого года планируют одни из крупнейших портовых операторов в мире Hutchison Ports и DP World. В одной изпоследних программ на радио «Свобода» украинский публицист Виталий Портников весьма недвусмысленно высказался о разработанной и реализуемой западными странами (конкретно Соединенными штатами Америки) совместно с Украиной схеме перемещения центра товарооборота из Новороссийска в Одессу. Примечательно, что кусок этой программы был оперативно удален с сайта, но остался в аудио-версии программы.

Правительство Петра Порошенко начало активную работу для реализации этой идеи. В конце марта впервые с 2008 году состоялся саммит странГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), где были подписаны договоры о движении к созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) и взаимном признании таможенных процедур.

Активность ФАС вокруг российских портов удивительно совпадает с украинскими планами повысить морской товарооборот. Если портам не удастся опротестовать штрафы в судах, то об инвестициях в портовую инфраструктуру в России можно будет забыть на долгие годы.

Таким образом, странная активность Игоря Артемьева помимо внутренних проблем с наполняемостью российского бюджета, играет явно на руку нашим геополитическим «партнерам». Глава ФАС как будто следует заветам своего бывшего патрона Григория Явлинского, а что было с экономикой два десятка лет назад, когда «Яблоко» еще было «на коне» все хорошо помнят. Победителей в этом противостоянии не будет, а российская экономика, и так находящаяся не в лучшем состоянии, затормозится на долгие годы.