Кинофестиваль авторского кино «Зимний», проходивший в Москве, подвел свои итоги в минувшие выходные. По словам организаторов, задача фестиваля – вернуть интерес к авторскому кино и поддержать тех, кто им занимается.
Конкурсная программа состояла из восьми очень разных фильмов. Самым впечатляющим из них оказалась «Гирокастра» — рассказ об ужасах эпохи правления Энвера Ходжи в Албании (своего рода повторение наших сталинских репрессий). В начале шестидесятых русская девушка Катя выходит замуж за албанского ученого-археолога и переезжает в Албанию. Там ей придется на себе испытать все тяжести репрессий.
Правда, временами есть ощущение, что режиссер Арабов специально сгущает краски и добавляет жестокости в некоторых сценах, а героиня, что называется, сама напрашивается на конфликт и ведет себя вызывающе – ей не нравится ни быт, ни люди албанской провинции, куда она приехала жить, она носит вызывающе короткую юбку и высказывает Энверу Ходже то, что думает о выставке соцреализма в местной галерее. При этом, ей ли, приехавшей из СССР, не знать о том, что с идеологией шутки плохи? В итоге, последствия, в виде ареста, не замедлят сказаться. В целом, фильм все-таки стоит посмотреть, хотя бы ради колоритного изображения жизни албанской провинции середины шестидесятых годов.
Еще одна важная программа фестиваля – «Московские премьеры». В этом году в эту рубрику вошли документальный фильм «Жизнь Анатолия Гребнева» о знаменитом сценаристе, снятый внуком Гребнева Александром Родионовым – фильм был показан на открытии фестиваля. Кроме того, зрители увидели полудокументальный фильм «Ровесник» Федора Кудрявцева (призер фестиваля «Окно в Европу» за лучший дебют) и мелодраму «Агния» Павлы Стратулат (приз фестиваля «Маяк» за лучший сценарий и лучшую женскую роль).
Последняя картина особенно достойна внимания. «Агния» – фильм о женщине-печнике из северного городка, живущей в аварийном доме. Она затрагивает очень жизненные проблемы, но рассказывает о них с юмором. Фильм не зря получил приз за лучший сценарий – диалоги между героями часто балансируют на грани серьезного и смешного. Суровая немногословная Агния кладет печь в загородном доме будущему главе города и, одновременно, пытается решить вопрос с квартирой без отопления, где она живет с маленьким сыном – так сказать, сапожник без сапог, печник без печки.
Распределение фестивальных наград несколько удивило, думаю, не одного меня. Приз за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль получила картина «Операция «Холодно» — сатирическая новогодняя комедия не самого высокого уровня, рассказывающая о похищении чиновника его заместителем с целью получить разрешение на постройку торгового центра.
Приз за лучший сценарий достался фильму «Чувства» Виктории Мокеровой. Фильм молодой дебютантки не предлагает зрителю оригинальных экскурсов в область человеческих отношений, но незатейливая история общения молодой медсестры и пожилого пациента, вероятно, тронула жюри. Актриса все того же фильма «Чувства» Ела Санько, сыгравшая пожилую маму, получила приз за главную женскую роль. Награда, как мне кажется, больше является данью уважения немолодой актрисе, учитывая то, что главные женские роли в других фильмах были гораздо интереснее.
Фильм Юрия Арабова «Гирокастра», по справедливости, заслуживающий главной награды, получил лишь специальный приз жюри.
Впрочем, награды на третьем «Зимнем», кажется, были не главное – важнее оказались теплая атмосфера, новые фильмы и их обсуждение с авторами.