80 лет Пьеру Ришару

16 августа 2014 года исполнилось 80 лет одному из популярных и любимых еще со времен СССР французских актеров — неподражаемому комику Пьеру Ришару. «Игрушка», «Высокий блондин в черном ботинке», «Беглецы», «Налево от лифта» — эти и многие другие фильмы навсегда останутся в памяти старшего поколения и станут образцом искрометных комедий для новых зрителей. Перечислим ряд особенно ярких и запоминающихся фактов из жизни Пьера Ришара.

ФАКТ №1

Значительную, а возможно, даже и основную часть своего детства Пьер Ришар провел, живя под зорким присмотром двух своих дедов — потомственного аристократа Леопольда и эмигранта из Италии Аргимиро. Представить себе более непохожих друг на друга людей вряд ли возможно: Леопольд был набожным католиком, суровым и воспитанным человеком, относившимся к шалостям малыша Пьера так, словно в мире произошло нечто совершенно необъяснимое. Он знал цену деньгам и потому относился к ним бережно. Аргимиро же, шумный, общительный, эмоциональный итальянец, без памяти любивший Пьера и не стеснявшийся в проявлении своих чувств, был страшным транжирой. Именно он перед смертью произнес пророческую фразу, обращаясь к Ришару: «Ты единственный из моих внуков, кто преуспеет в жизни».

ФАКТ №2

Школу Пьер Ришар не любил. В начале своего ученического пути он ревел белугой всякий раз, как приходилось снова идти туда и садиться за парту. Освоившись, он принялся шалить так же, как и прочие первоклассники, и однажды едва не доигрался: вместе с приятелями он привязал к веревке большую кеглю и выкинул ее из окна второго этажа, стремясь попасть кому-нибудь из прохожих по шляпе. Прохожим оказался офицер СС, который минуту спустя уже явился к шалунам и сделал им выговор, едва не доведя и их самих, и окружающих до инфаркта. К счастью, на этом приключение с эсэсовцем и закончилось.

ФАКТ №3

Как уже было сказано, школу Пьер не любил (к тому же, его там периодически поколачивали, пока он не заставил себя дать обидчику сдачи), учеба тоже не вызывала в нем энтузиазма, но если бы не учебные заведения, в которых ему довелось учиться, кто знает, удалось бы ему познакомиться и навеки полюбить такое явление, как джаз? Но сложилось так, как сложилось: еще в юные годы Ришар стал джазменом. Сначала он просто слушал его, изображая прожженного меломана, который не пляшет под звуки любимой музыки, а смакует каждую ноту, стоя неподвижно у барной стойки с бокалом в руке (никто же не говорит, что Пьер был пай-мальчиком), а затем втихаря от родителей купил трубу и стал учиться играть — закупорив ее полностью, чтобы никто не слышал, как он упражняется.

ФАКТ №4

Когда школьные годы подошли к концу, семья Ришара внезапно раскрыла его коварный и успешно осуществлявшийся многие годы неуспевания в школе план. Пьер не был глуп, не был лишен способностей к точным и иным наукам, зато он был дьявольски хитер. Как писал он сам в своей автобиографии: «Словом, все поняли, что перед ними не столько придурок, сколько обычный лентяй». Именно в тот самый день родственники его спросили: «Чем же ты собираешься заниматься в жизни?» И Пьер, понявший, что еще немного — и его сделают наследником сталелитейной империи, принадлежавшей его деду Леопольду, решил нанести взрослым смертельный удар и сказал: «Я хочу стать актером». Пьера, естественно, подняли на смех, хотя сами же все последние годы его безмятежного детства всячески поощряли в нем артистическое начало, то и дело заставляя его декламировать стихи, разыгрывать сценки и всячески развлекать их в минуты благодушного отдыха. Тем не менее, они очень удивились, когда Пьер уехал из дома деда в Париж к матери и отчиму и поступил на актерские курсы.

ФАКТ №5

В самом начале своей актерской карьеры Пьер Ришар играл в Национальном народном театре. Режиссер не слишком любил начинающего артиста и потому давал ему маленькие и малозначимые роли. Так, в «Макбете» Шекспира Пьеру досталась роль солдата, умирающего на поле брани. Сыграл он эффектно, некоторые зрители аж слезу пускали от сочувствия, но вот курьез: по плану «труп» должен был оставаться на сцене до конца акта. Расслабившись, Ришар заснул, проспал весь антракт и смену декораций, а когда занавес подняли, зрители увидели спальню леди Макбет, ее саму, возлежащую на кровати и валяющийся на полу труп солдата, убитого в предшествующей сцене.

ФАКТ №6

Театр Ришару быстро наскучил. Его стала интересовать другая форма актерского самовыражения — кабаре. Этот вид творчества привлекал Пьера в первую очередь тем, что здесь всё зависело только и исключительно от него самого, а не от режиссера, драматурга, декораций и прочего. Только ты и публика. Именно там, на крошечных сценах раскиданных по всему Парижу кабаре, Пьер Ришар начал выковывать собственный актерский стиль. Ему тогда было уже почти тридцать лет (как говорилось в одном замечательном советском фильме: «Поздновато начинаете!»), но именно работа в кабаре, а фактически — деятельность комика-стэндапщика, помогла ему отточить свое мастерство. Но ничто, как водится, не вечно, и в очередной раз решивший сменить деятельность Ришар едва не угодил в театр балета, в труппу самого Мориса Бежара. Маэстро сам пригласил его к себе, разглядев в Пьере задатки превосходного танцовщика, и тот уже был готов согласиться, но будущее французского и мирового кино было спасено: Ришару и его партнеру по стэндапу Виктору Лану было предложено выступить в одном из самых престижных кабаре Парижа, и Пьер не смог подвести своего напарника, который, естественно, ни в какой балет не собирался.

ФАКТ №7

Ришар всегда был большим поклонником американского стэндапщика Джерри Льюиса. Однажды он приехал с гастролями в Париж и выступал на сцене самого большого в городе концертного зала «Олимпия». Тогдашняя жена Ришара была танцовщицей в кордебалете, сопровождавшем выступление Льюиса, и Пьер, заехав за ней чуть раньше обычного, битый час торчал за кулисами и пожирал своего кумира глазами. Познакомиться с ним он так и не решился в силу природной застенчивости, а вот его старший сын Оливье такими проблемами не страдал и провел с Льюисом около сорока минут, а потом с удовольствием рассказывал отцу о том, как и о чем с ним разговаривал.

«Блаженный Александр»: первая крупная роль Пьера Ришара

ФАКТ №8

Первая успешная кинокартина Пьера Ришара — «Блаженный Александр»Ива Робера , где он сыграл второплановую роль. Ветеран войны во Вьетнаме, парашютист Колибер носился по деревне в одежде защитной раскраски, в здоровенных военных ботинках и пугал жителей своим посттравматическим синдромом. Именно эта роль — а до «Блаженного Александра» он снимался в буквальном смысле во всем подряд, в эпизодах, в массовке, в плохих фильмах и в хороших, — заставила Ришара окончательно распрощаться с деятельностью в кабаре и полностью сосредоточиться на кинематографе. Интересный факт: партию парашютиста Колибера Ив Робер, старый приятель Пьера, написал специально для него; наверное, поэтому она получилась настолько яркой, пусть и практически бессловесной.

ФАКТ №9

Первая режиссерская попытка Пьера Ришара — экранизация его же собственного сценария«Рассеянный» — состоялась в 1970 году. Ив Робер взял на себя финансирование картины и сыграл одну из ролей, а Ришару впервые пришлось комбинировать в одном себе сразу три функции — сценариста, режиссера и исполнителя главной роли. Фильм пришелся публике по вкусу, несмотря на несомненные режиссерские недочеты, и оказался, что называется, «в кассу»: по Франции не так давно прокатился майский бунт 1968 года, и людям хотелось отвлечься на что-нибудь непритязательное и легкое. Всего в фильмографии Ришара семь режиссерских работ.

ФАКТ №10

Рассеянность и умение попадать в нелепые ситуации — черты, характерные не только для персонажей Пьера Ришара, но и для него самого. Его закадычный другЖерар Депардье любит рассказывать о нем такую историю: однажды в гостинице в Берлине Ришар увидел человека в плавках. Справедливо решив, что в отеле имеется бассейн, актер метнулся к себе в номер, переоделся и в одних плавках помчался в лифт. По дороге его приняли под руки сотрудники гостиницы и отправили в кабинет начальника службы безопасности. Выяснилось, что по зданию гостиницы шляется какой-то эксгибиционист, то и дело демонстрирующий проживающим здесь дамам свои гениталии. Обслуга подумала, что мсье Ришар и есть любитель показать окружающим самую суть, и решила подстраховаться. Пьеру пришлось звать на помощь Депардье, который, давясь распиравшим его хохотом, подтвердил, что вот этот кучерявый блондин и есть тот самый Пьер Ришар, а вовсе никакой не нарушитель общественного порядка, а вся ситуация — одно сплошное недоразумение.

Знаменитый высокий блондин

ФАКТ №11

Настоящий актерский успех пришел к Ришару в 1972 году, после выхода в свет по-настоящему культовой комедии Ива Робера«Высокий блондин в черном ботинке» . Если в случае с «Блаженным Александром» режиссер написал для него роль, то здесь весь сценарий целиком был заточен под Пьера. Драматургия легла на плечи начинающего автораФрансиса Вебера , который сочинил авантюрную комедию, насквозь пропитанную едкой сатирой на действующие французские спецслужбы и беспринципность власть имущих чиновников. Именно в этом фильме впервые прозвучало имя «Франсуа Перрен», которое будут носить самые разные персонажи Пьера Ришара и герои некоторых других сценариев Вебера. Сиквел картины —«Возвращение высокого блондина» — вышел в прокат в 1974 году. А вот когда речь зашла о том, чтобы сделать третью часть приключений Высокого блондина, и Ришар, и Вебер, и Робер, не раздумывая, отказались участвовать в этой затее.

ФАКТ №12

Оказавшись на пике популярности, Пьер Ришар в 1976 году создал собственную производственную компанию и дебютировал как продюсер, решив профинансировать тоже дебют, но только режиссерский, Франсиса Вебера. Идея была следующая: некий журналист идет против собственного босса, сатрапские замашки которого вынуждают сотрудников редакции устроить забастовку. Оставалось только придумать, в какую же ситуацию попадает этот самый журналист, какие такие нежурналистские обязанности заставляет его исполнять всемогущий начальник? Ришар придумал полукомический-полудраматический конфликт между журналистом и маленьким избалованным сыном босса, и так на свет появилась знаменитая«Игрушка» . У Вебера получилась социальная драма с элементами комедии, а зрители хотели привычного Ришара, смешного до колик и нелепого, в результате чего прокатная судьба картины во Франции оказалась не слишком удачной. Но прошло время — и фильм неожиданно прогремел сначала на французском телевидении, а затем в зарубежном прокате — в СССР и США; американцы даже сняли собственныйремейк , снятыйРичардом Доннером сРичардом Прайором в главной роли.

ФАКТ №13

«Игрушка» — не единственная картина с Пьером Ришаром, ремейк которой был снят в Голливуде. Та же судьба постигла фильмы «Близнец» (ремейк —«Двое — это слишком», в главных ролях —Антонио Бандерас ,Мелани Гриффит иДэрил Ханна );«Невезучие» (ремейк — «Чистое везение», позже перевыпущенный в России под французским тайтлом «Невезучие», в главных ролях —Мартин Шорт иДэнни Гловер ),«Папаши» (ремейк —«День отца» , в главных роляхРобин Уильямс иБилли Кристал ) и«Беглецы» , американскую версию которого Франсис Вебер снял сам под названием «Три беглеца» (как и в «Чистом везении», партию Пьера Ришара здесь исполнил Мартин Шорт).

ФАКТ №14

Франсис Вебер, Пьер Ришар и Жерар Депардье сотрудничали на протяжении нескольких фильмов, и когда Вебера позвали в Голливуд снимать ремейк собственных «Беглецов», актеры словно осиротели. Просидев два года без дела, Ришар решил отвлечься на что-то новое и снял документальную картину о Че Геваре — «Расскажите мне о Че». Он отправился на Кубу, где его любили и уважали буквально все, и принялся задавать самым разным людям один и тот же вопрос, вынесенный в заглавие фильма. Че Гевара в шестидесятые годы был кумиром Пьера, и он решил не только вернуться мысленно к собственной юности, но и попытаться объективно взглянуть на эту личность и на то, какова была ее роль в истории Кубы. Фильм так и не вышел в прокат, был всего лишь один раз показан по телевидению, но Ришар по сей день гордится своей картиной.

ФАКТ №15

В 1997 году фильм с участием Пьера Ришара получает номинацию на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Это лентаНаны Джорджадзе«1001 рецепт влюбленного кулинара» , в которой Ришару впервые достается по-настоящему многогранная, глубокая, драматическая роль — то, чего никак не желает давать ему кино на родине, во Франции. Съемки в Грузии произвели на актера совершенно неотразимое впечатление, и в 2000 году он решил повторить этот опыт, снова поработав с Наной на картине«Лето, или двадцать семь потерянных поцелуев» . Как ни странно, это снова комедия-бурлеск, но Ришару здесь достается роль единственного настоящего романтика среди огромного количества действующих лиц, стремящихся лишь насытиться, выпить да подзаняться любовью. Символический образ красавца-капитана, почти святого, живущего благородной мечтой, придает истории подлинно философский подтекст. А в 2012 году Пьер Ришар наконец-то снялся и в России:Юрий Васильев пригласил его в свою картину«Продавец игрушек» . Роль, к сожалению, не главная, но все-таки было очень увидеть в отечественном фильме актера, который не только был, но и остается одним из любимейших западных артистов всех времен сразу для нескольких поколений.

К России, надо сказать, Пьер Ришар относится очень благодарно. Вот что говорил о нашей стране он сам в интервью журналу Moscow Magazine в декабре 1998 года: «В Москве передо мной широко раскрывались все двери, начиная с таможни и кончая музеями в выходные дни. А главное, я не мог сделать ни шагу на улице, чтобы меня не останавливали мои поклонники. Однажды ночью на Красной площади две старушки, узнав меня, плакали на моей груди и осеняли крестным знамением, и я понял, что между мной и русским народом существует какая-то необъяснимая любовь, алхимия взаимного притяжения. Я думаю, что в России ко мне испытывают более искренние и глубокие чувства, чем где бы то ни было. Ко мне относятся с той же признательностью, с какой больные относятся к излечившему их врачу или к другу, который пришел на помощь в трудную минуту. Я счастлив, что могу доставить вашим соотечественникам хотя бы мимолетную радость… Подчас, когда я начинаю сомневаться в себе, мне крайне нужна симпатия, которую питают ко мне в России…»