Московский

Монитор
Вторник, 12 Ноября 2019 04:55
Культура

Антикоррупционный культпоход: 14 российских театров попали в поле зрения Transparency International

0
24 октября 2017 г. 16:56
По материалам СМИ
Антикоррупционный культпоход: 14 российских театров попали в поле зрения Transparency International

Если кто не в курсе – это неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией, а потому непросто (ох, как непросто) за ее расследованием разглядеть «руку Кремля». Любопытно, что среди полутора десятка театральных деятелей, у которых российское подразделение Transparency International обнаружило конфликт интересов, значится Кирилл Серебренников. Да, тот самый, что находится под домашним арестом по делу о хищениях.

Transparency International обвинила руководителей сразу нескольких российских театров в том, что они заключали контракты сами с собой без согласования с Минкультом.

В Transparency подчеркивают, что их расследование никак не связно с ситуацией вокруг Серебренникова, и говорят, что начали изучать расходы руководства российских театров задолго до появления дела «Седьмой студии». Со стороны такое совпадение для многих выглядит сомнительным, полагает Business FM.

В Transparency утверждают, что 14 худруков получали господряды от своих же театров. Руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман помимо зарплаты получал от своего театра в среднем по 440 тысяч рублей за постановку спектакля, руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев — по 480 тысяч рублей, руководитель Театра на Юго-Западе Олег Леушин — по 180 тысяч рублей, руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников — по 345 тысяч рублей.

Олег Табаков и Олег Меньшиков в своих театрах зарабатывали по 600 тысяч в месяц за актерскую игру. Это нормально, считает режиссер МХТ имени Чехова Константин Богомолов:

«Вполне естественно, что, выполняя дополнительную работу, например, выходя на сцену спектакля и собирая этим для своего театра кассу или выполняя дополнительную работу, ставя спектакли и опять же собирая кассу, и делая успех своему театру, потому что, поверьте мне, как выдающихся актеров, так и выдающихся режиссеров, очень мало. Так вот, выполняя дополнительную работу, вполне естественно и нормально, что эти люди заключают с театрами дополнительные контакты».

В Transparency настаивают, что это конфликт интересов. О юридической стороне вопроса говорит руководитель пиар-отдела Transparency International Россия Глеб Гавриш:

«Нанимая для себя, они обязаны это согласовывать с департаментом культуры Москвы, если это московский театр, или с Министерством культуры, если это, например, театр Санкт-Петербурга или Ярославля. И так получилось, что мы написали запрос в прокуратуру, попытались узнать, согласовали ли они на имя себя, как ИП, или нет, и получили ответ, что в некоторых ситуациях, к сожалению, департамент не был в курсе, что они сами себя нанимали, в честности это касалось руководителей Театра кошек Куклачева и художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова».

Юрию Куклачеву в Transparency припомнили то, что он заключил два контракта на аренду помещений с собственным сыном. Общая сумма контракта составила 3,76 млн рублей. Куклачев этого отрицать не стал.

Юрий Куклачев, руководитель Театра кошек: «Ситуация была такая, что это было до закона, который приняли, и не из бюджетных денег, а из тех, которые мы зарабатываем. По гранту, по которому мы проходили, это дешевле в два раза, чем если бы мы брали у чужих: нам предлагали за 300 тысяч снимать помещение, мы сняли за 150 тысяч. Я уговорил Диму, понимаете? Но потом вышел закон, мы обратились в комитет, нам сказали, что категорически нельзя, хоть за десять рублей, но нельзя. Я сказал: «Дима, верни деньги обратно». И Дима вернул деньги обратно, представляете».

Деньги вернулись, продолжает Business FM, экстравагантным образом — сын продолжил сдавать помещение отцу, но уже на безвозмездной основе, чтобы, так сказать, компенсировать… Так или иначе, часто у театров с деньгами выстраиваются очень сложные отношения. О том, как это происходит, не под запись иногда рассказывают сами театральные менеджеры.

Евгения Смурыгина, обозреватель Business FM: «Любой человек, кто хоть немного знаком с театральной бухгалтерией, знает, что деньги на производство тех или иных спектаклей выделяются не в тот момент, когда вам нужно поставить спектакль, а тогда, когда он уже поставлен. Как это работает по факту: человек, который ответственен за выпуск спектакля, очень часто берет деньги из своего собственного кармана, отдает их в бухгалтерию, на эти деньги ставится спектакль, и, как мне объясняли, если речь идет о какой-то крупной сумме, которую худрук не может простить своему собственному учреждению, то, да, они ему возвращают деньги, полученные на спектакль от государства».

Кто-то в итоге предпочитает не возвращать вложенное, дабы не подставлять коллег, да и не рисковать собственной свободой. Кто-то, наверняка, забирает больше, чем вложил, но как уже не раз говорилось, если театр имеет дело с бюджетными деньгам, найти в его работе те или иные нарушения совсем не сложно. Искусство — это не стройка, где по смете можно посчитать кирпичи.

Глава столичного департамента культуры Александр Кибовский пообещал московским театрам революцию. Москва переходит от субсидирования к грантовому финансированию, то есть город будет давать деньги и не будет спрашивать, какую долю гранта и на что потратит театр. Для театралов звучит обнадеживающе, впрочем, у департамента культуры Москвы и к Серебренникову претензий не было.

Со своей стороны российский Минкульт не увидел нарушения закона в том, что руководители театров фактически заключают сделки сами с собой. Как пишет сетевой ресурс znak.com, таким образом в министерстве прокомментировали расследование организации «Трансперенси Интернешнл — Россия», в котором говорится, что руководители как минимум 14 государственных театров искусственно создавали себе «дополнительные возможности для зарабатывания денег».

В ведомстве Владимира Мединского указали, что случаи, когда художественные руководители заключают контракты с собственными театрами, имеют место, но они не нарушают законодательство. По мнению Минкульта, говорить о том, что руководители платят гонорары сами себе, не совсем корректно.

Чиновники пояснили, что подобные случаи регулируются специальным приказом. В соответствии с ним подобные сделки могут быть совершены только с предварительного одобрения Минкультуры как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Источник: https://www.bfm.ru/news/368213, https://www.znak.com/2017-10-24/v_minkulte_ne_uvideli_narusheniy_v_deystviyah_hudrukov_teatrov_vyplachivayuchih_sebe_gonorary

Подробно
Загадка битвы бронзового века

Самое древнее поле битвы в Европе обнаружили археологи в Северной Германии. Масштабное сражение произошло здесь более трех тысяч лет назад.

Далее
Не джазом единым
Крупным планом

На экранах фильм «Француз» режиссера Андрея Смирнова 

Андрей Смирнов за свою долгую жизнь (род. в 1941 г.) снял не так много фильмов, но каждый из них – яркое событие. Фильм про ветеранов «Белорусский вокзал» (1970 г.), где звучит известная песня Окуджавы «Нам нужна одна победа», надрывная мелодрама «Осень» (1974 г.), любопытный, но малоизвестный фильм об архитекторах «Верой и правдой» (1980 г.), а затем, после долгого перерыва, фильм о крестьянстве в послереволюционную эпоху «Жила-была одна баба» (2011) и вот, наконец, «Француз», показывающий нашу страну в начале хрущевской оттепели

Далее
Преступные герои Карлова моста
Крупным планом

В Праге развивается прямо-таки сериальная история. Два юных вандала из Германии изрисовали спреем одну из опор Карлова моста. Поскольку делали они это на глазах у прохожих, вандалов быстро изловили, дали им условные сроки за порчу памятника архитектуры и выдворили из страны.

Далее
Кровавый бог самолетов
Крупным планом

Статья шведского социолога Виктора Хельге Смугфлюгсона «Авиация: кровавый культ», опубликованная в летнем выпуске International New Ethic Bulletin, ещё не переведена на русский, но мы спешим ознакомить читателя с её основными положениями: резонанс, произведённый ею в СМИ и соцсетях, показывает, что она выражает тренды в развитии мировой общественной мысли.

Далее

AnaRender