Московский

Монитор
Пятница, 6 Декабря 2019 20:02
Культура
Крупным планом

Без отклика в сердцах

0
2 декабря 2019 г. 19:8
Дмитрий Кузнецов
Без отклика в сердцах

На российские экраны выходит очередной фильм про Великую Отечественную – «Ржев»

Тема Великой Отечественной сейчас в тренде, и каждый год зрителю предлагается по нескольку фильмов – начиная от весьма слабых работ, и кончая «смотрибельными» фильмами среднего уровня, как правило, с красивой картинкой, но сценарием и драматургией невысокого качества, которую не спасает даже игра хороших актеров - яркий пример - «Т-34» Алексея Сидорова, всеми любимого за «Бригаду», но тут, увы, разочаровавшего. Помимо того, что на военный фильм нынче легче получить субсидию, сама война дает благодатный материал для произведений, в которых есть место напряженному действию, сильным страстям, и моральным урокам.

Так почему же, несмотря на это, у нас так мало хороших фильмов о войне? Где они, эти наследники Озерова, Шепитько, Германа-старшего и Элема Климова? Почему каждый раз, вопреки ожиданиям, на экраны выходит очередная громыхающая огнем пафосная стрелялка, в которой актеры не могут убедительно произнести свои реплики?

Очередным разочарованием стал, к сожалению, и фильм «Ржев», премьера которого состоялась на днях в кинотеатре на Поклонной горе. Фильм снят по повести «Искупить кровью» (1991) писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева, который сам воевал под Ржевом. Это одно из последних произведений писателя - возможно, не самое сильное, но читается с интересом и оставляет глубокое впечатление, чего не скажешь о фильме.

Прежде всего, режет глаз фальшивый лозунг на постере картины: «Честно о засекреченной битве». Извините, причем здесь Ржев? И что там засекреченного? Мы все давно знаем про потери под Ржевом и про то, что воевали мы там не уменьем, а числом. И повесть Кондратьева –  это честно о любой битве, не только Ржевской.

Что заставило режиссера И. Копылова отбросить прекрасный материал повести и вместо этого сочинить свою довольно примитивную, но насыщенную стрельбой версию – остается загадкой. Главный конфликт у Кондратьева – это противостояние солдат и командиров жестокому комбату, посылающему их на верную смерть. Бунт против комбата – кульминационная сцена повести, читающаяся на одном дыхании –  вообще не вошла в фильм, где все более-менее убедительные сцены крутятся вокруг «особиста» и солдата, который пытается его перевоспитывать – эти выдуманные сцены, видимо, повод для режиссера изложить свои размышления о милосердии.

Удручает плохая игра актеров, особенно исполнителей ролей комбата, особиста и политрука. Как может опытный режиссер допустить такую фальшь на экране – непонятно. В фильме много жестких батальных сцен, видимо вставленных для того, чтобы произвести впечатление на зрителя,  тогда как камерная повесть Кондратьева, посвященная отношениям между солдатами и начальством, вовсе не требует изображения масштабных боев, с одного из которых начинается фильм. В повести мы знакомимся с героями уже после атаки, когда они, по словам одного из солдат, «деревню взяли дуриком… живым мясом протолкнулись». А если режиссер хотел показать «мясо» на экране – то мы его так и не увидели.

После премьеры во Ржеве режиссер фильма сказал, что его беспокоит не коммерческая прибыль, а отклик в сердцах зрителей, и что сейчас не хватает качественного кино. Но трудно представить себе фильм, собравший кассу, и при этом не имеющий  отклика у зрителей – что это за толпы людей «без отклика в сердцах» приходящие в кино и равнодушно глядящие на экран?

Что же касается качества, то, увы, «Ржев» - не тот образец, на который надо равняться. Сколь бы важной ни была память Ржевской битвы и какими бы патриотическими чувствами ни вдохновлялись создатели, это не заставит зрителя полюбить неумело сделанную, скучную картину. И даже впечатляющие сцены боев, на которые, думаю, потрачена большая часть бюджета, тут не помогут. Вот и выходит, что пытаемся мы снять успешное кино про войну так же, как когда-то воевали – не уменьем, а числом - числом потраченных денег. Ну, что ж - плюс хотя бы в том, что фильм еще раз привлечет внимание к нашей истории и повести прекрасного, но забытого писателя Вячеслава Кондратьева.

 

Фильм «Ржев» в кинотеатрах с 5 декабря

Подробно
По прозвищу «Тварь»
Крупным планом

На экраны выходит новая российская кинокартина: это фильм ужасов «Тварь», премьера которого прошла 26 ноября в кинотеатре «Иллюзион»

Далее
Загадка битвы бронзового века

Самое древнее поле битвы в Европе обнаружили археологи в Северной Германии. Масштабное сражение произошло здесь более трех тысяч лет назад.

Далее
Не джазом единым

На экранах фильм «Француз» режиссера Андрея Смирнова 

Андрей Смирнов за свою долгую жизнь (род. в 1941 г.) снял не так много фильмов, но каждый из них – яркое событие. Фильм про ветеранов «Белорусский вокзал» (1970 г.), где звучит известная песня Окуджавы «Нам нужна одна победа», надрывная мелодрама «Осень» (1974 г.), любопытный, но малоизвестный фильм об архитекторах «Верой и правдой» (1980 г.), а затем, после долгого перерыва, фильм о крестьянстве в послереволюционную эпоху «Жила-была одна баба» (2011) и вот, наконец, «Француз», показывающий нашу страну в начале хрущевской оттепели

Далее

AnaRender